Консультация для родителей первой младшей группы .Тема:"Значение сенсорного воспитания".
консультация (младшая группа) на тему

Чапарина Ольга Александровна

Данная консультация будет очень полезна для родителей,так как именно сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение,память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   « Детский сад  № 116»

     Консультация для родителей первой младшей группы        

           Тема: « Значение сенсорного воспитания».

       

                                                                                                  Выполнила: воспитатель

                                                                                                  МБДОУ «Детский сад №116»

                                                                                                  Чапарина Ольга Александровна

                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                         

       

                                                         

                                         

                                                        Дзержинск

                                                           2017                                                                

                    Консультация для родителей                                                                                                                                                                                    

          Тема: «Значение сенсорного воспитания».

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют  следующие эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире. 

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть  различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
  2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.
  3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение « на вырост».
  6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  8. Ходите с ребенком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

Для детей 1.5 – 2,5 года.

В этот период для познавательного развития ребенка большое  значение имеет богатство окружающей его среды:

  • Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам  и объектам;
  • Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • Различные движущиеся игрушки;
  • Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.;
  • Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

         Это могут быть:

-  банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.

- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.

- ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

  • Конструкторы и мозаика;
  • Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
  • Игрушки контрастных размеров, и игрушки различной формы (круглые, кубические),
  • Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  • Книги с большими предметными картинками,
  • Качели, прыгунки, мягкие модули.

 Для детей 2,5 – 4 года.

  • Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
  • Разрезные картинки, кубики с картинками;
  • Парные картинки;
  • Трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
  • Несколько видов мозаики;
  • Разнообразные некомплектные конструкторы;
  • Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.); и банки разного размера;
  • Шнуровки, застегивающиеся коврики.
  • Машинки крупные и средние, куклы разной величины,  мебель;
  • Игрушечные животные;
  • Тканевые мячики;
  • Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: 1984 г. стр. 11 -16, 40.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: 1989 г.

3. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981 г.

4. Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения М.: 1986 г., 239 с.

5.  // Дошкольное воспитание, 1981 г. №3 стр. 55-56.

6.  // Дошкольное воспитание, 1988 г. №2 стр. 26-30.

7. Ильина Т.А. Педагогика М.: 1984 г. с. 574.

8. Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е. - М.: 1920 г. стр. 182-183.

9. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1., - М.: 1981 г. стр. 167-168.

10. Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: 1961 г. стр. 84-88.

11. Программа воспитания в детском саду. - М.: 1978 г.

12. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: 1982 г.

13. Таджиабаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. // Дошкольное воспитание. - 1983, №2.

14. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. - М.: 1988 г. -174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».     Подготовила воспитатель: Сысуева М. Е....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей первой младшей группы « Пальчиковые игры в воспитании детей»

В ноябре 2018 года была проведена консультация для родителей первой младшей группы " Пальчиковые игры"....

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Значение сенсорного воспитания».

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так дале...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»

В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Сказки, которые мы читаем детям»

Задачи: Приобщение родителей к совместному проведению времени с пользой для ребенка, продолжать знакомить ребенка с окружающим миром, прививать ему жизненные ценности и формирование его характера...

Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Осень – прекрасная пора»

Задачи: Расширять представления детей о времени года осень. Приобщение родителей к совместному проведению времени с пользой для ребенка....