Статья "Развитие творческих способностей у дошкольников"
статья на тему
"Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок" В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у дошкольников.
«Истоки творческих способностей и
дарование детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А
Стремясь сделать благое дело - научить, мы, взрослые, часто не обращаем внимание, на природную исследовательскую потребность ребенка, творческую способность мыслить, фактически препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.
В этом возрасте, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, воспитанники должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов.
Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на развитие творческих способностей каждого ребенка.
Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового ,на фоне существующего, стандартного. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и.т.д.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С какого возраста следует развивать творческие способности детей?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе к оптимальным, тем успешнее начинается развитие, которое может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Если эти возможности не используются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать .
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов ( Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола), можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и в игровой форме показывать и называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, очень важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить малышу еще ничего нельзя. Поэтому, в этот период ребенок вынужден больше, чем когда – либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, конечно взрослые позволяют ему делать это самостоятельно, а не за ребенка). Допустим, у ребенка закатился мяч под стол, родители не должны спешить поднять этот мяч, пусть ребенок сам поднимет его.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Предоставление ребенку такой свободы ребенку предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей у детей.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Список используемых источников
- Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю.Модестов.- СПб.: издательство Буковского, 1994.
- Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский.- СПб.: Союз, 1997.
- Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л. Прохорова.- Дошкольное воспитание.- 1996 № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»
В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Развитие творческих способностей старших дошкольников
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»
Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...
Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность
презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».
Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...