Статья "Развитие творческих способностей у дошкольников"
статья на тему

Левицкая Елена Анатольевна

"Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок" В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у дошкольников.

«Истоки творческих способностей и

дарование детей на кончиках их  пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в   детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Сухомлинский В.А

Стремясь сделать благое дело - научить, мы, взрослые, часто не обращаем  внимание, на природную исследовательскую потребность ребенка, творческую способность мыслить, фактически препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

В этом возрасте, во время проведения непосредственно образовательной деятельности, воспитанники должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов.

Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на развитие творческих способностей каждого ребенка.

Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового ,на фоне существующего, стандартного. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и.т.д.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

С какого возраста следует развивать творческие способности детей?

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это «дозревание», т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе к оптимальным, тем успешнее начинается развитие, которое может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.  

Если эти возможности не используются, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать .

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов ( Дж. Смита, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола), можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

        Первым шагом к успешному развитию творческих способностей ребенка является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

        Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и в игровой форме показывать и называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

        Третье, очень важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в своей деятельности добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.

Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить малышу еще ничего нельзя. Поэтому, в этот период ребенок вынужден больше, чем когда – либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, конечно взрослые позволяют ему делать это самостоятельно, а не за ребенка). Допустим, у ребенка закатился мяч под стол, родители не должны спешить поднять этот мяч, пусть ребенок сам поднимет его.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

 Предоставление ребенку такой свободы ребенку предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей у детей.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Список используемых источников

  1. Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю.Модестов.- СПб.: издательство Буковского, 1994.
  2. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский.- СПб.: Союз, 1997.
  3. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л. Прохорова.- Дошкольное воспитание.- 1996 № 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия сп...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников на основе календарно-праздничной культуры Белгородчины»

 Тема проектаориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры Белгородчины, формирование бережного отношения и любви к ней. Символизирует непреходящее значен...

Формирование творческих способностей у дошкольников через театрализованную деятельность

презентация на конференции музыкальных руководителей детских садов...

«Применение нетрадиционных техник художественно – творческой деятельности как средство формирования творческих способностей детей дошкольников с ОНР».

Перспективный план работы по самообразованию на 2020 - 2021 г.г.Воспитатель Кондовая Юлия Сергеевна_группы № 4_МБДОУ «Детский сад № 68__Тема: «Применение нетрадиционных техник художественн...