КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ "РАЗМЫШЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ"
консультация (старшая группа) на тему
У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Важно для него внимание и отношение родителей и людей, находящихся рядом. В свою очередь родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные детские «почему».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmyshleniya_i_deystviya_roditeley_pri_obuchenii_detey.docx | 141.95 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ
«РАЗМЫШЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ»
У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Также важно для него внимание и отношение родителей и людей, находящихся рядом. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные детские «почему».
Тем, кто воспитывает таких детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты его поведения вас беспокоят и почему? Что в его поведении вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях (а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши?
А как легкомысленны могут быть мамы и папы, отмахиваясь от проблем ребенка на том основании, что сами они были такими же и никто их не учил, и ничего - научились.
Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались о том, что, жалея ребенка, стараясь ему помочь, многое в его воспитании они могут поставить с ног на голову! Очень часто в процессе подготовки занятий они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок. Родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи».
В связи с этим перед родителями встает задача, заключающаяся в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности и не потерять интереса к учению.
Если ребенок теряет потребность в познании, это ограничивает возможности его развития. Стремление к познанию - такая же необходимость, как голод и жажда. А скука - самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем-либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что-то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. И так.
Психическое состояние ребенка | Размышления и действия родителей |
Капризен, упрям, эгоистичен | А может, вы ущемляете его свободу, ограничиваете самостоятельность и инициативу? Может, это упрямство обиженного (предъявляете чрезмерные требования), или баловня (предъявляете мало требований), или безнадзорного (не предъявляете требований, но и не высказываете уважения)? |
Замкнут, застенчив, неуверен в своих действиях, в себе, малоактивен во всех видах деятельности, пассивен, апатичен, лишен жизнерадостности | Чаще поощряйте ребенка, давайте посильные задания, отмечайте успехи, не перегружайте его, развивайте активность и самостоятельность |
Неуправляем, своенравен, гиперактивен (чрезмерно подвижен) | Учите его согласовывать свои действия с действиями других, «затормаживайте» его действия, вырабатывайте у него выдержку и терпение. И все это средствами игры, которая имеет большое значение для нормализации поведения и эмоционально-волевой сферы |
Нет интереса, снижена познавательная активность | Может быть, предлагаемая работа (или материал для занятий) слишком легкий или слишком трудный? Попробуйте подчеркнуть элементы новизны и значимости материала |
Отсутствует самостоятельность | Заметьте и одобрите попытки что-то сделать самостоятельно, развивайте подражательную и произвольную деятельность у ребенка |
Обеднена, недостаточно развита речь | Достаточно ли вы общаетесь с ребенком? Правильно ли говорите сами (ведь ребенок может подражать нарушениям звукопроизношения взрослого). При играх привлекайте его внимание к совместной деятельности. Целенаправленно занимайтесь развитием словаря, фонематического восприятия и звукопроизношения. Не подражайте его детской речи. Личным примером приучайте ребенка к правильной красивой речи |
Не поддерживает беседу | Не длинны ли вопросы к ребенку? Нет ли сдвоенных вопросов, так как ребенок может ответить только на один из них. Вопрос должен подразумевать только один определенный ответ, но не внушайте ребенку ответ своим вопросом. В общении с ребенком полезно использовать его любовь к загадкам, сказкам |
Отсутствует выдержка, внимание неустойчиво | Приобщайте к спокойным играм, учите вслушиваться и всматриваться, доводить начатое до конца. Поощряйте умение и выдержку ребенка. Терпение и выдержка взрослого, спокойный тон и сдержанные манеры - хороший пример для ребенка. |
Неадекватные, навязчивые движения, игра однообразна и стереотипна (передвигает игрушки, постукивает ими) | Попробуйте заинтересовать его другой игрушкой, чем-то отвлечь, найдите возможность вовлечь ребенка в практическое сотрудничество, совместные игровые или бытовые действия |
Конфликты во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми | Понаблюдайте, какого рода эти конфликты, по вине ребенка ли они возникают? По поводу или без него? Помогите ребенку помириться, успокойте его. А если он неправ, попробуйте объяснить ему, в чем его ошибка. |
Нерешителен в принятии решений, безразличен к успехам, застенчив | Не замкнуты ли сами родители? Может, это результат воспитания неполной семьи? Может, ребенок длительно бывает один, предоставлен сам себе? Обделен вниманием взрослых? |
Малоподвижный, инертный, по сравнению со сверстниками гиподинамичен | Больше развивайте его движения, вовлекайте в подвижные игры, поощряйте инициативу и самостоятельность, давайте разнообразные поручения, учите доводить начатое дело до конца |
Не умеет играть (а пробелы в развитии игровой деятельности сказываются на его общем развитии) | А сами вы не разучились играть? Помните, какие бывают игры? Дидактические, развивающие, ролевые, сюжетные, драматизация, игра с игрушками, с правилами и др. |
Предпочитает действовать левой рукой | Посоветуйтесь с врачом-неврологом, проконсультируйтесь у нейропсихолога, надо ли ребенка переучивать: это зависит от состояния его нервной системы. Если и переучивать, то осторожно, терпеливо, но не доводить до конфликта: не обижать и не дразнить ребенка, не смеяться над ним, чтобы не вызвать нервного срыва вплоть до заикания и энуреза |
Не доводит работу до конца, не убирает за собой игрушки | Постепенно увеличивайте предлагаемую ему работу, пообещайте после выполнения дать или сделать что-то интересное для него. Помогите ему выполнить задание, сделайте часть работы за него. Но подчеркните, что он смог сделать сам. Не забудьте похвалить, поощрить. |
Не умеет играть | Побуждайте к игровым действия, эмоционально подчеркивайте их занимательность. Включайтесь в игру на главные и второстепенные роли, потом меняйтесь ролями, обогащайте в игре впечатления и речь малыша, задайте по ходу игры вопрос, дайте совет, предложите возможные варианты игры. Обучайте показом, объяснением. Обсуждайте и оценивайте игровые действия, предлагайте новые роли и игровые ситуации. И не забудьте о положительном эмоциональном настрое |
Не умеет рисовать, конструировать | Направьте внимание ребенка на анализ свойств того предмета, который он будет пытаться изобразить: «Какие зеленые иголки у елки, какой красный грибок под елкой...» Такое направленное восприятие обогатит впечатления ребенка, сделает его рисунок выразительным. |
Имеет пространственные нарушения | Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения. Полезно научить применять стрелки, показывая направления. Хорошо использовать игру «В прятки»: спрятать игрушку, а стрелками показывать, где она. Надо «оречевлять» предметные действия (поставил на, около, в) и выполнять соответствующие действия по словесной инструкции. Походите по комнате: «Что на диване, а что над ним (под, около)? Что между окном и шкафом? А что за шкафом? и т. д.» Ребенок должен понимать (показывать называемое) и называть то, что показывают |
Не слушается, не выполняет необходимых правил | При сомнении - наказывать или не наказывать - не наказывайте. Не мешайте ребенку быть разным: хорошим и не очень. А уж если наказали - не забудьте объяснить, за что, и побыстрее простить. Ребенок не должен бояться наказания, он должен хотеть быть хорошим. Осторожнее с похвалами в адрес других детей - это косвенное неодобрение для вашего ребенка |
Проявляет интерес к грамоте | Можно уже с трех лет обучить элементам грамоты, это целесообразно для распределения уровня развития ребенка, прогноза обучения, но это не должно выдвигаться на первый план, и нельзя ребенка перегружать |
Литература: О. А. Ишимова, Е. Д. Худенко, С. Н. Шаховская.
Развитие речемыслительных способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка Недопустимые действия родителей в отношении детей
памятка для родителей...
Консультация для родителей «Правила обучения детей башкирскому языку дома для родителей»
Учим детей башкирскому языку дома...
Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.
Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам. Родителя...
Консультация по ПДД для родителей дошкольников «Обучение детей наблюдательности на улице»
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!...
Консультация для педагогов и родителей«Эффективность обучения детей безопасному поведению через сказку».
Консультация для педагогов и родителей«Эффективность обучения детей безопасному поведению через сказку»....
Памятка для родителей «Недопустимые действия родителей в отношении детей»
Памятка для родителей«Недопустимые действия родителей в отношении детей»...
Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»
Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...