Профилактика и коррекция плоскостопия
консультация на тему

Костырева Валентина Васильевна

Консультация для родителей по профилактике плоскостопия у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_i_korrektsiya_ploskostopiya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

Тема:  «Профилактика и коррекция  плоскостопия

у детей дошкольного возраста»

Костырева Валентина Васильевна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 31 ЗАТО г.Североморск

Мурманской области

    Успешная профилактики и коррекция плоскостопия  возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания – гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее  подбор: форма и размеры обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Рекомендуется нерантовая обувь, с твердой подошвой, небольшим каблучком и шнуровкой. Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других упражнениях.

    Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, гальке, песку, хвойным иголкам) способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и ее сводов обеспечивается правильным воспитанием, включением в содержание занятий по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Закаливание стоп,  использование солевой дорожки, регулярное обмывание стоп  прохладной водой (или контрастные ванны) с последующим их растиранием также способствует профилактике и коррекции плоскостопия.

     В процессе физического  воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. При  кажущейся простоте движения в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе. Стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, наблюдается шарканье и шлепанье стоп. Пропорция тела и расположение его центра тяжести не обеспечивает в этом возрасте достаточной устойчивости ребенка при перемещении, поэтому во время ходьбы дети широко расставляют ноги. Широкая постановка стоп сопровождается зачастую их поворотом внутрь – косолапостью. Эти особенности находятся в прямой зависимости от общего состояния организма ребенка и его опорно-двигательного аппарата. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы, приводит к недостаточной рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

     При обучении детей ходьбе наиболее эффективен показ движений. Показывая ходьбу, взрослый должен сам идти естественным и легким шагом, не подчеркивая энергичный мах руками, не делая широких шагов. Словесные указания должны быть  точными, понятными детям. Нередко неправильные указания могут разладить уже имеющуюся координацию движений. Например: указание «Сильнее двигайте руками» приводит к тому, что энергичные размахивания рук вызывают резкую постановку ноги на опору, дети начинают топать, идут тяжело.

      Формируя навык ходьбы у детей преподаватель обучает их правильной постановки шагающей ноги (пяткой, с последующим перекатом на всю стопу), не допуская шарканья и шлепанья стоп, не разводя носки. Для исправления такого недостатка, как шарканье стоп, рекомендуется вводить  задания с переступанием линий, кубиков и т.д., приучающее ребенка выше поднимать ноги при ходьбе. Полезны упражнения в ходьбе по дорожке, с обозначенными на ней следами, определяющими угол разворота наружу 13,5º для младших групп;  15º для детей средней группы.

          Для формирования навыка бесшумной ходьбы следует использовать образной сравнение, например, «походим как мышки».

          В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10º и более), а также ребристым доскам, рейкам, палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.  Использование разнообразных видов ходьбы способствуют формирования правильной походки.  В процессе занятий необходимо использовать специально подобранные упражнения, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа при  разгрузке стоп.  Учитывая возрастные особенности детей желательно применять упражнения с образными названиями и упражнениями с предметами, что способствует повышению интереса и активности.

       В двигательной деятельности в разнообразных жизненных и игровых ситуациях широкое применение находят прыжки. Для любого вида прыжка необходимо правильной приземление. Важно как можно раньше научить ребенка правильно мягко приземляться, что предохраняет от развития плоскостопия и предупреждает появление  травм.  На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению.  Не следует требовать от детей прыгнуть как можно выше или дальше, главное  - правильно приземлиться, не потерять равновесие. Необходимо  шире использовать подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления: ритмичные приседания и выпрямления, переходящие в подпрыгивания.

Упражнения в прыжках в глубину для детей младших групп допускается с предметов высотой не более 10 -15 см и используются редко, т.к. стопа развита не достаточно, координация движений слаба и приземление получается довольно жестким.  Перед выполнением таких прыжков  детям надо  напоминать, что спрыгивая с высоты надо опускаться на обе ноги сразу, сначала на носки, а затем на всю стопу, сгибая колени.

В средней и старшей группе,   допустимо спрыгивание с  предметов высотой 20-30 см, а в подготовительной – 30-40 см..     Перед выполнением упражнений, в прыжках в глубину,  дети принимают положение правильного приземления без сочетания с прыжком:  в стойке ноги врозь на ширине стопы,  полуприседают на носках, руки вперед, спина прямая.

   Прыжки на одной ноге дети начинают осваивать с пятого  года жизни. Необходимо, чтобы в течение занятия они выполняли одинаковое количество прыжков, как на правой,  так и на левой ноге.

Начиная с 6-лет, дети приступают к систематическому разучиванию прыжков на скакалке. При использовании упражнений в прыжках, важно обеспечить место приземления.

      Необходимо учитывать, что при выраженном плоскостопии у детей  упражнения в прыжках и спрыгивании с высоты исключаются.

Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической  стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так, и в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Профилактике и коррекции функциональной  недостаточности стоп способствует плавание, езда на велосипеде.  В течение занятия дети не должны много стоять, во время объяснений их лучше посадить, т.к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей должна осуществляться систематически.  Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно – оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.    

Создание полноценной развивающей физкультурно –оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы ( ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, велосипеды, специальные тренажеры).

Следует предоставить детям возможность применения оборудования в повседневной самостоятельной двигательной деятельности. В теплое время года необходимо обеспечить возможность использования природно- оздоровительных факторов, например, оборудовать на участке естественные грунтовые дорожки из песка, гальки, мелкой щебенки.

Специальные комплексы упражнений, направленных на укрепление мышцы стопы и голени и формирование сводов стопы, могут применяться в различных формах физического воспитания.  Один комплекс специальных упражнений, например, «Котята» в течение двух недель разучивается и выполняется на физкультурных занятиях. при этом большое внимание должно уделяться правильной технике выполнения упражнений. Далее, в течение двух недель комплекс  включается в содержание утренней гимнастики

 Успешное решение оздоровительных задач  физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогов и родителей.

Литература:

1. С. Шарманова, А Федоров.         Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания.                                                    Челябинск,  1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.

Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию  и принять профилактические меры....

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.

Консультация в которой описаны некоторые коррегирующие  упражнения, направленные  на укрепление  мышц  стопы и голени....

Консультация для родителей на тему"Профилактика и коррекция плоскостопия у детей"

Краткое описание, как предупредить плоскостопие у детей, что нужно для этого делать....

"Профилактика и коррекция плоскостопия"

информация для родителей...

Профилактика и коррекция плоскостопия

Примерные комплексы упражнений...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....