Примерные упражнения для развития артикуляционного аппарата.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кобелькова Елена Викторовна

Артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prim_upr_dlya_zkr.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные упражнения для развития артикуляционного аппарата

 

«Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный

 язык лежит на нижней губе.

 

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка —

Широка да гладка.

 

«Чашечка»

Рот широко открыт.

Передний и боковой края широкого языка

 подняты, но не касаются  зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.       

 «Стрелочка».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

 И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Стрелку будем выполнять.

 Динамические упражнения для языка.

 

  «Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком.

 Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

 Вот лошадки поскакали,

Язычок, по цокай с  нами

Эй, а где ж улыбка?

 Зубки и «прилипка».

 

«Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу.

Не отрывая язык от неба,

сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

 

«Маляр».

Рот открыт. Широким кончиком языка,

как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

 Я улыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

 

«Вкусное варенье».

Рот открыт. Широким языком облизать

верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

 И края приподними.

 Оближем верхнюю губу —

 Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

 Кто любит варенье,

Делает движение —

 Губу оближи,

Язычок покажи.

 

Упражнения для губ.

«Заборчик».

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены.

Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

 За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

 Губы растянули,

В улыбке утонули.

 

«Трубочка».

Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

 И покажем трубочки.

 

«Хоботок».

Вытягивать сомкнутые губы вперед

Посмотрите,  это кто? Это слоник с хоботком.

 

Упражнения для пальчиковой гимнастики.

«Дом»

Разведенные книзу пальцы опираются на стол.

 


«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

 

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях).

«строим дом»

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым). Взрослый читает стихи:

 

Целый день тук да тук.                                  Молоточки стучат,

Раздается звонкий стук.                                 Строим домик для бельчат.

 Молоточки стучат,                                        Этот дом для белочек,

Строим домик для зайчат.                            

Этот дом для зайчиков.

Задание 1.Пальчиковая игра «Рыболовы»

Цель: развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев; формировать навыки расстегивания и застегивания прищепок; обучать правильному произношению звуков [а],  [п],  [р].

Инструкция:  расстегивать прищепки и «ловить» маленькие игрушки  (рыбки,  раки, лягушки и т. п.)  из емкости, с сопровождением художественного слова.

Очень хитрый – хитрый пальчик

Мышку – хвать! И зайку – хвать!

Невозможно убежать!

А потом поймал верблюда.

Разве вырвешься от сюда?

Но попался вдруг кабан –

Разломал он весь капкан!

Задание 2. Пальчиковая игра «Шаловливый котенок»

Цель:  учить соотносить движение рук, кистей и пальцев рук с речью; обучать правильному произношению звука [л], отчетливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком, развивать речевое дыхание.

Инструкция: наматывать нитку на клубок или на палочку одной рукой, а  держать клубок другой рукой и сопровождать художественным словом.

Я веревочку смотаю

Всю в один большой клубок,

Чтоб котенок мой играя,

В нем запутаться не смог.

Задание 3. Рисование пластилином (плоскостное): «Смотрит солнышко в окошко»

Цель: развивать силу рук, хватательные движения и соотнесение слов текста с движением рук, закреплять правильное произношение звука [с], четко произносить слова и фразы с различной громкостью.

Инструкция: указательным пальцем левой и правой руки проводить, нажимая на пластилин, прямые линии «лучики», сопровождая стихотворением.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит, улыбается.

Мы захлопаем в ладоши,                                                                                                    Очень рады солнышку

.«Поручение».

На расстоянии 5-6 метров ребенку дается шепотом поручение принести нужную вещь.

Например: «Принеси мне миску», «Принеси Мышку», или «Покажи зубы…, губы… ».

Аналогично проводится игровое упражнение «Узнай, какое я слово сказала».

Взрослый на определенном расстоянии (6-7 м) произносит вполголоса слово, ребенок его повторяет. Полезным для развития слухового внимания упражнения типа «Слушай, о чем говорит комната» (кто-то стукнул, скрипнула дверь, бой или ход часов, шум мотора холодильника, бульканье воды в кране…), «Послушай, о чем говорит улица, парк, лес» (пение птиц, шум ветра, голоса людей…).

Взрослый произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.

***
Тише, мыши! 
Кот на крыше!

***
Не найду я ушки 
У нашей лягушки.

***

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка,
Шелкова бородушка! 
Что ты рано встаешь, 
Голосисто поешь, 
Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку 
И комар, и мушка.

Игра «Узнай звук».

Подобрать слова с близкими по звучанию звуками (ш, с, с ,ц, ж) и предложить ребенку: «Я буду называть слова, а когда услышишь в слове звук «ш», плюсны в ладони».

Взрослый называет слова: «сумка», «шум», «суп»), или слова на звук ж («жук», «зуб», «женщина», «замок»), ребенок хлопает в ладоши, только услышав нужный звук.

Игра в «телефон».

В условиях семьи в этой игре должны принять участие все члены семьи: взрослые и дети. Для игры подбираются слова с шипящими (ж, ш, ч, ш) и сонорными звуками (р, л, м, н).

Ведущий (может быть и ребенок) говорит шепотом слово на ухо, которое передается дальше, вслух последний называет услышанное слово.

Если слово искажено, выясняется, кто неправильно услышал слово.

День рождения

Дети выбирают именинника. Каждый жестами, движениями и мимикой показывает, что дарит имениннику, а именинник пытается отгадать.

Игра начинается со слов: «Я дарю…»

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Эти упражнения могут быть использованы как воспитателями так и логопедами в работе с детьми с проблемами произношения....

Игры и игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата

В данной статье рассматривается значение артикуляционной гимнастики. Даны четкие рекомендации и организационные моменты по проведению упражнений.  Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой ...

Упражнения для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика.Упражнение для губ, для развития подвижности нижней челюсти, губ и языка[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10247714","attributes":{"alt":"","class":"media-im...

Картотека упражнений для развития артикуляционного аппарата.

Артикуляционные упражнения с использованием нетрадиционных приспособлений....

Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Предлагаемые упражнения для развития артикуляционного аппарата просты, но эффективны. Они подходят для проведения воспитателями с детьми в различных режимных моментах....