Рекомендации для родителей
материал (старшая группа) на тему

Мукаева Мария Валерьевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Данные рекомендации логопеда помогут вашему ребёнку развить речь в соответствие с возрастными нормами и улучшат состояние звукопроизношения.

1.        Проводите с ребёнком  артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения как: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Надуй шарик», «Кошечка лакает молоко», «Вкусное варенье», «Лошадка».

2.        Используйте  игры для развития воздушной струи:  поддувание предметов, сдувание предметов с поверхности и т. д.

3.        Развивайте слуховое внимание и речевой слух. («Узнай по звуку», «Воспроизведение ритма», «Где позвонили?», «Громко или тихо», «Кто внимательный?» и т. д.)

4.        Уточняйте артикуляцию звуков раннего онтогенеза.

5.        Обогащайте пассивный и активный словарный запас:

•        учите называть предметы ближайшего окружения;

•        знакомьте со значением слов, обозначающих:

•        основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный);

•        форму предметов (круглый, квадратный, овальный);

•        параметры величины (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий);

•        различные качества (горячий, холодный; мокрый, сухой; чистый, грязный);

•        обозначайте словами свои и чужие действия.

6.        Учите детей выражать свои желания и потребности фразовой речью.

7.        Вводите в речь детей предлоги (в, на, под, около и т. д.).

8.        Оречевляйте и комментируйте все режимные моменты.

9.        Проводите пальчиковые игры.

10.        Включайте в жизнь детей игры-инсценировки и игры - драматизации по сказкам.

11.        Читайте стихи и сказки с повторяющимися действиями.

12.        Рассматривайте сюжетные картины и беседуйте по их содержанию.

13.        Рассматривайте с ребёнком игрушки и учите описывать их.

14.        Учите детей выполнять двухактные инструкции.

1.        Учите детей общаться со взрослыми и друг с другом:

•        здороваться и прощаться со сверстниками и взрослыми;

•        показывать другим людям то, что ему понравилось;

•        ждать исполнения своих желаний;

•        играть рядом с другими детьми;

•        играть вместе с другими детьми.

2.        Продолжайте знакомить детей с названиями окружающих его предметов, учите узнавать их на картинках.

3.        Учите детей ориентироваться в схеме собственного тела, а так же животных (игрушек).

4.        Учите детей различать понятия «большой», «маленький».

5.        Учите детей подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы (би-би, тук-тук, бух, мяу, ням-ням и т. д.).

6.        Побуждайте детей повторять за взрослым простые слова; называть предметы, отвечая на вопрос «Что это?».

7.        Формируйте у детей элементарную фразовую речь (Ляля топ-топ, киса мяу).

8.        Упражняйте детей в умении соотносить словесные обозначения действий с собственными движениями и действиями с игрушками. Учите понимать действия, изображенные на картинке.

9.        Учите ребенка выполнять просьбы взрослого «Дай мне», «Покажи мне».

10.        Упражняйте детей в выполнении двухступенчатых инструкций (Дай мне мишку и собачку. Пойди на кухню и принеси чашку).

11.        Учите детей соотносить предметы по цвету.

12.        Учите понимать значение предлогов «в», «на», «под» в ситуациях с игрушками и при рассматривании иллюстраций.

Успехов Вам!

     

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

    Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

  1. быть психически и соматически здоровым;
  2. иметь нормальные умственные способности;
  3. иметь нормальный слух и зрение;
  4. обладать достаточной психической активностью;
  5. испытывать потребность в речевом общении;
  6. иметь полноценное речевое окружение.

   Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

    С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка во многом зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Для этого нужно знакомить ребенка с реальным миром вещей, явлений, событий. Просто необходимо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал и по возможности при этом действовал своими руками. Нужно расширять личный опыт ребенка, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Работа по обогащению словаря ребенка.

    Предметный словарь. В период примерно около 2 лет малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопросы: «Кто это?», «Что это?». Пользуйтесь этим благоприятным моментом, не ленитесь отвечать, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.

    На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых, зверей. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Также нужно называть постройки, виды транспорта, который вам встретился на прогулке.

    Также нужно знакомить детей с названиями игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

    Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды, которую надеваете. За столом можно спрашивать у ребенка, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую и т. д. Рассматривая картинки в книжке, нужно обращать внимание ребенка, какого цвета небо, деревья, цветы.

    Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру«Парные картинки». Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом. Один набор картинок у взрослого, второй – у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и т.д., пока не соберутся все группы по цветам. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных («синяя чашка», «синий мяч», «синееплатье»). Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.

    Не забывайте озвучивать форму предметов («мяч круглый», «кубик квадратный», «яйцо овальное»).

    А также нужно обращать внимание на размер предметов. Кроме слов «большой» и «маленький», нужно знакомить детей с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», называя признаки окружающих вещей.

    В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: «горячий чай», «теплое пальто», «сухое белье», «мокрое полотенце», «чистая посуда» и т.д.

    На третьем году жизни дети все более активно начинают использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш. Называть действия нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник – налили, потом еще подлили, а из ведра воду вылили.

    При рассматривании иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Много слов-действий встречается в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм.

    Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов – наречий: близко, далеко, рядом, высоко, низко, справа, слева и т.д. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Формировать пространственные представления и вводить наречия в активную речь лучше в процессе проведения подвижных игр и игр с построениями («Подкинь мяч вверх», «Кто дальше бросит мяч?»).

Развитие грамматического строя речи.

    Развитие грамматического строя речи ребенка осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словаря и формированием правильного звукопроизношения.

    Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми грамматическими навыками, следует использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов – беседа по сюжетной картинке. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок – это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках. Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем изображен он рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

    Особое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, подстолом, убрал со стола.

Развитие связной речи у детей третьего года жизни.

    По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

    Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый сначала описывает ее, называет основные детали, признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы и т.д. Затем спрашивает у ребенка: «Какой мишка?», «Что есть у мишки?» Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка, который двигает лапами, трогает уши, глаза, гладит мишку. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

    Кроме того, с ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

    В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожа на игрушку: объемная раскладушка, большого формата, с крупными, красочными картинками. Привлечь ребенка к книге, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг.

    Правило для родителей – читать ребенку каждый день. Обязательно читать потешки, народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Телефон» и др. Нравятся детям стихи С.Я.Маршака, А.Барто. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов и легко запоминаются детьми.

Советы родителям:

1. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

2. Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

3. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.  

4.Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

5.Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»  

6.Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.  

7.Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.  

8.Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.  

9. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе.

Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

10. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

11. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

12. Поощряйте двигательную активность ребёнка!  Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

13. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

14. Исключите любые чрезмерные требования!

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.

15.Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.  

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Следуйте этим советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

РЕБЕНКА

младшего дошкольного

возраста

РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

 жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...