Консультация для родителей. «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)
консультация (старшая группа) на тему

Татьяна Юрьевна Проплетина

Консультация для родителей.

 

«Предлагаю поиграть с ребёнком дома»    
(дидактические игры по развитию речи)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx220.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«О роли родителей в развитие связной речи ребёнка»

- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту»? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

«Каша во рту?» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребёнок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить. Родители должны беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребёнок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребёнком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестёр, сверстников, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но подчас делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова.

Такие методы приводят к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребёнок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребёнка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребёнок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребёнка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача «Спокойной ночи малыши» и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребёнком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

Как учить запоминать стихотворение.

Рекомендации для родителей.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и пересказать.

При выборе стихотворного материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

При заучивании стихотворных текстов можно пользоваться общими методическими рекомендациями, но вносить определенные поправки с учетом речевых особенностей ребенка:

  1. Каждое новое стихотворение взрослый прочитывает дважды.
  2. После этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
  3. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную мысль.
  4. После этого выясняется, какие слова ребенку непонятны и в доступной форме объясняется их значение.
  5. Заучивание стихов помогает развивать у ребенка чувство ритма. Поэтому можно при заучивании стиха отхлопывать или отстукивать его ритм, сохраняя выразительность чтения.

При заучивании стихотворения хорошо использовать и некоторые игровые приемы.

  • Читать по ролям. Такое чтение близко к игре-драматизации и воспринимается детьми с большим интересом.
  • Сопровождать чтение стихотворения игрой.

Рекомендуется подбирать к знакомым ребенку стихам соответствующие картинки. Картинки выкладываются, а взрослый читает одно из знакомых стихотворений.

В целях повторения и лучшего запоминания выученных стихов можно предложить такой прием работы. Выставляются несколько картинок или игрушек. Ребенок должен вспомнить про каждую из них стихотворение.

Методы и приёмы работы с детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку)

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.

Содержание данной статьи в доступной форме раскрывает логопедическую работу с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).

Подъязычная связка

уздечкаВ норме длина уздечки составляет 1,5 см.

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).

Подрезать или нет?

Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

Правила выполнения упражнений

(по М.А. Поляковой [6]):

1.      При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.

  1. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  2. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка

(Е. М. Косинова [4],  Е. Н. Краузе [5], О.А.Новиковская [7]):

«Маляр»

упражнение на развитие уздечки малярУлыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадкезанятие на развитие уздечки лошадка
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

«Грибок»

упражнение на растягивание уздечки грибокУлыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.занятие на развитие уздечки

На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. упражнение барабанЧтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-kacheli.jpg

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз.

«Дотянись до носа»

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-dotyanis-do-nosa.jpgУлыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Футбол»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались упражнение футболмячики.

«Котёнок»

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-katenok.jpgНа блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.

«Грибок» с элементами самомассажаhttp://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-gribok-masaj.jpg

Предложить выполнить упражнение «Грибок».  Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-loshadka-uzdechka.jpgМеханическая помощь при выполнении артикуляционных упражненийhttp://www.logolife.ru/wp-content/uploads/uzdechka-zond.jpg

Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расчёске».

Массаж уздечки языка

массаж уздечки языкаБольшим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх.

Рот при этом раскрыт.

Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.

*****

*****

Растягивание уздечки

  • Прием Е.В. Новиковой [6]

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/rastyagivanie-uzdechki-1.jpg

Рис. 1. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (а)

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/rastyagivanie-uzdechki-2.jpg

Рис. 2. Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б)

Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.

Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2).

******

******

******

  • Упражнение   «Крот»

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-krot.jpgПрием Н.Г. Водовозовой [8]-

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

- Во дворе горка, -

Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

- Под горкой норка. –

Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

- В этой норке

- Крот стережет норку.

Упражнение с резиновым колечком.

http://www.logolife.ru/wp-content/uploads/logopedicheskoe-upraznenie-s-kolechkom.jpg(Ф.Я. Хорошилкина [9])

На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.

Правила постановки звуков при короткой уздечке

(М.А. Полякова [8])

Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.

Звуки ([л], [ч], [щ], [т’], [д’]) можно начинать ставить, когда уздечка ещё не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъём вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка короткая уздечка не препятствует.

Описанная система работы успешно апробирована в течение нескольких лет с детьми 4-7 лет.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. — М., 2008.
  2. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением  // Логопед. – 2009.- № 2.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. — М., 2005.
  4. Косинова Е.М. Уроки логопеда. — М., 2003.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. — СПб., 2005.
  6. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. — М., 2006.
  7. Новиковская О.А. Речевая гимнастика.- М., 2008.
  8. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. — М., 2007.
  9. Хорошилкина Ф.Я. «Ортодонтия» Медицинское информационное агентство М.,2006.

Консультация для родителей

Исцеляющие руки

Задача взрослого — использовать те игры и упражнения, которые

позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка,

способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или “песочной терапии”

(концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем

аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром

Маргарет Ловенфельд и другими учеными).

Педагоги считают, что “песочная терапия” снимает детскую

раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно

развивает фантазию.

Как проводится “терапия” песком?

☻ Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый

речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать,

т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои

ощущения:

“Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло

песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне

приятно”.

☻ Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы

“ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные

движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней,

ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки

геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия

(круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький,

средний).

☻ Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать,

“продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

☻ С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко

спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов,

колодцев.

☻“Песочная терапия” — это и возможность обучения детей

предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и

природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и

т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели,

мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их

жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом

развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация,

умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

☻На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем,

палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на

бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-

кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и

монологическую), пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Не менее эффективна “терапия глиной”.

Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех

континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины

зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными

животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из нее

строили жилища — глинобитные дома, делали кирпичи, из которых

клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Все то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью

отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой

пластилин. Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной,

получает знания и опыт — основу мышления.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно

скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры,

геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеенчатых

фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат

от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором”

окупает все затраты.

Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и

гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни

упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с

различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.

Консультация для воспитателей

Арушанова А. Г.
Речь и речевое общение детей:
Книга для воспитателей детского сада.

В книге представлен один из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» по разделу «Речь и речевое общение». В ней обобщен многолетний опыт речевого воспитания детей, направленного на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми. В помощь воспитателю в издании приведено большое количество грамматических игр, упражнений, коммуникативных ситуаций.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Арушанова Алла Генриховна, специалист по дошкольному воспитанию, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Около 30 дет занимается исследованием педагогических условий развития речи детей, опираясь на идеи таких выдающихся ученых, как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохин. Автор более 100 научных публикаций по лингводидактике, соавтор нескольких методических пособий для воспитателей. В последние годы научные интересы касаются условий развития и саморазвития коммуникативной компетенции детей.

Содержание. 

Введение

МЕТОДИКА ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Игры, упражнения, коммуникативные ситуации
Методика проведения игр и упражнений с грамматическим содержанием

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложений
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием:
Чудесный мешочек | Разноцветный сундучок | Теремок | Чего не стало? | Где наши ручки? | Лото | Мишка, поезжай | Мишка, ляг | Прятки | Потерялись | Чей голос? | На прогулку | Поручения | Дружные ребята | Будут на зиму дрова | Качели | Волк и зайцы | Ежик и мыши | Делай сам | Перепрыгни через ров | Ветер | Поезд | Бабушка Маланья | Где мы были, мы не скажем | Лохматый пес | Курочка-Рябушечка | Молчанка | Сова | Молчок | Смешинка | Два брата | Добавь слово | Скажи наоборот | Невидимка | Олины помощники | Кто что делает? | Все наоборот | Что сделал Умейка | Кто больше назовет действий | Кто больше скажет о профессии | Сорока | Маша обедает | Кто как голос подает? | Не умеют читать | Оркестр | Подскажи словечко | Что было бы, если бы... | Вечер загадок | Шуточное письмо | Что ты слышал? | Путешествие Буратино | Как живете? Что жуете? | Летели кукушки | Гуси.

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложения
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Угадай-ка | Узнай по описанию | Чего не стало? | Чего не хватает Мише для прогулки? | Кафетерий | Ателье | Петрушкины команды | Вы хотите? — Мы хотим | Зайка, сделай | Почтальон принес открытки | Огородник | Полетушки | Что для чего? | Чье, чье? — Мое | Что изменилось? | Страшный зверь | День рождения Пуха | Крошка бегемот | Отгадайте, кто это? | Ослик в гостях у медвежонка | Чаепитие | Таня накрывает на стол | Магазин посуды | Заинька | Корчага | Смешинка | Холодно-тепло | Разбуди кота.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ
     Общая характеристика речи
     Формирование структуры предложений
     Формирование морфологической стороны речи
     Формирование способов словообразования
     Игры и упражнения с грамматическим содержанием
Размытое письмо | Живые слова | Сочиняем рифмовки | Где я был? | Пиф считает | Три линейки | Разговор по телефону | Узнай по звуку | Мишка-музыкант | Киоск открыток | Музей игрушек | Про пана Трулялинского | Отгадайте кличку | Горшки | Что ты делаешь? | Король | Коршун | Как тебя зовут? | Почта | Кузовок | Маковое зернышко.

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Методика проведения занятий по развитию диалогического общения
Сценарии активизирующего общения
Вспомним о лете | Как грузовичок искал друга | Загадки Старика Годовика | Инсценировка сказки «Лиса и рак» | Наши четвероногие друзья | Огородник | Кузовок с картинками | Совместное сочинение сказки «Колесо» | Обитатели городского парка | Вечер загадок | Узнай на вкус | Зимний лес | Собака в жизни человека | Полетушки | Лиса и муравей | Заметь звук | К нам пришел Новый год или О том, чего не бывает | Зверята и зеркало | Еж | Наши встречи в природе | Дети в семье | Шутки-чистоговорки | Как осел петь перестал | Встреча с белочкой | Ребята и зверята | Чики, чики, чикалочки! | Наши щенки | Как белка и заяц друг друга не узнали | Поговорим о безопасности | Сочинение «Еж» | Кролик Егорка и попугай Гриша | Зубастый гребешок | Как животные помогают человеку | Рекс считает | Вы видали? | Какое слово спряталось?

Игры парами

Оценка уровня диалогического общения
Параметры оценки
Найди звук «С» | Кактус | Три медведя | Угадай на ощупь | Что попало к нам в роток, что попало на зубок? | Запомни и нарисуй | Хитрая лиса | Разложи полоски | Нанижем бусы | Диктант | Чего не стало? | Бывает — не бывает | Хитрый мышонок | Найдите больше | Снеговики | Послушай мое слово и нарисуй | Какая, какой, какое? | Где обедал воробей?

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка-дошкольника
Парадоксы детской грамматики
Задачи грамматической работы с детьми в детском саду
Источники формирования грамматического строя речи детей
Взаимосвязь речетворчества и умственного развития
Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний
Взаимосвязь грамматической работы с развитием различных сторон языка и форм речи.

Игры на бумаге, для дошколят.

Вспомните, как вы в детстве с удовольствием играли в крестики-нолики или азартно кричали "В5", а в ответ слышали радостное "Мимо!" при игре в морской бой. Мы с дочкой часто играем в игры на бумаге для двоих, не думайте, что это трудно, напротив такие игры учат ребенка рассуждать и мыслить, кстати игры с бумагой и ручкой будут полезны и взрослым. Итак, давайте расскажу про игры, в которые мы играем с моей 4-х летней принцессой (хотя скоро уже 5 :))) Если вы научите своего малыша играть в игры на бумаге, ему не придется скучать в ненастную погоду, в общем в такие игры можно играть везде и всюду, а нужна лишь ручка да листочек бумаги. 

1. "Крестики-нолики"Игры на бумаге

Правила самой простой и знаменитой игры знают все, вы сможете научить малыша этой игре когда ему только 3 года. Крестики-нолики можно использовать в качестве разминки, когда вы начинаете играть в игры на бумаге, потому что она быстро надоедает малышам. Например, мое чудо максимум два три раза может в нее играть, после этого требует переходить к следующей.

 2.  "Змейка"

Возьмите листок бумаги в клеточку, или начертите сами игровое поле в клетку 7х7. Две соседних стороны квадрата должны быть зеленого цветы, две другие черного цвета (цвета возьмите свои любимые). Первый игрок закрашивает зеленую клеточку в любом месте игрового поля, второй игрок закрашивает черную клеточку в любом месте игрового поля, ходите по очереди, пересекаться змейкам запрещено, змейка может расти с двух сторон, ходить можно вверх-вниз-вправо-влево, по диагонали нельзя, рядом с стенками зеленого цвета может ходить только зеленый игрок, а со стенками черного - черный игрок.  Проигрывает тот, кто зашел в тупик и нет больше вариантов ходов. Игры на бумаге

Эта игра отлично развивает пальчики ребенка.

3. "Цветик-восьмицветик"

Возьмите листок бумаги, цветные карандаши, и нарисуйте цветочек с восемью лепестками, главное правило, за один ход можно закрашивать один любой лепесток, или два соседних. Выигрывает тот, кто закрасит последний лепесток, старайтесь объяснить, что нужно заранее продумывать ход. На первых порах подсказывайте, что если малыш сейчас закрасит два лепестка, то он выиграет, и так далее. Периодически поддавайтесь, что бы ребенок понял, что если допускаешь ошибку - проигрываешь. Огромное удовольствие Лере приносит эта игра, когда она понимает, что она, решая определенную задачу верно, может выиграть.

4. "Морской бой"

         Правила вам известны с детства, просто хочу дать пару советов, сразу научите ребенка секрету, с помощью которого возрастут его шансы на победу. Я с детства помню хитрый способ всегда "стрелять" буквой Г (как ход коня), что позволяет сразу вычислять, где находятся большие корабли противника, пусть малыш никогда не делает непродуманных выстрелов, а еще дайте совет ребенку каждый "убитый" обносить точками. Тогда малыш никогда не будет стрелять в бесполезные места. А корабли противника будут видны как на ладони.

 5. "Виселица"Игры на бумаге

 

Думаю эту игру вы знаете, но хочу напомнить правила:

Задумайте слово, и запишите на листочке его первую и последнюю буквы, а вместо остальных нарисуйте палочки. Например, при слове жираф, задание будет выглядеть так Ж _ _ _ Ф. Задача малыша отгадать слово. Если ребенок правильно угадывает букву, вписывайте ее на свое место, за неправильную букву рисуйте один элемент виселицы. Для дошколят самый лучший вариант рисовать виселицу и человечка в петле по одному элементу, сразу объясните ребенку, что за каждую неправильную букву вы будете рисовать один элемент виселицы.

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

(Консультация для родителей)

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

И вот уже ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 5-ти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации. С того момента, когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, считается, что он овладел минимумом речевых умений.

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Развернутым видом речи является монологическая речь. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный  и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.      В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.

При работе по развитию связной речи используются следующие задания и упражнения:

1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

2. Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.

Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

4. Составление рассказа-повествования.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

5. Составление рассказов-описаний.

Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

6. Рассуждение.

У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

7. Пересказ текстов.

Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

8.Разучивание стихотворений.

При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

Ниже приводятся примерные тексты для пересказа, рассказывания по ролям, рассказы с элементами драматизации, рассказы-описания, рассказы-размышления.

Лес осенью.

Летом лес был зеленый. Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными елки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. В норе на сухих листьях засыпает еж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.

Петя помог.

Над окном дома было ласточкино гнездо. Из него выглядывали птенчики. Вдруг один птенчик выпал из гнезда. Ласточки кружились над ним, пищали, но помочь не могли.

Петя это увидел. Он  поднял птенчика и посадил его в гнездо.

Где мои очки?

Ночью Миша проснулся и будит свою маму:

- Мама, дай мне скорее очки!

- Посмотри, сынок, в окно, вокруг так темно, зачем тебе очки?

- Мама, мне снится такой интересный сон, что я хочу его получше рассмотреть.

Кролик.

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

Кухня.

Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите – чайник (на плиту ставится чайник) – всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем пить чай.

Тишка.

Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и он решил забраться на мешок. Лез, лез, но вдруг исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: «Куда делся ее любимый Тишка?»

Уважаемые родители! Надеемся, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами.

Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»

Консультация для родителей на тему:

 «Предлагаю поиграть с ребёнком дома»        
(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" 
(употребление сложноподчинённых предложений)
-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
-абушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
"Режим дня" 
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
"Кому угощение?"
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
"Назови три слова" 
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?" 
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
"Зоопарк"
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
"Сравни предметы"
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. "Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди".
Например: Взрослый: "У меня нарядный фартук".
Ребёнок: "У меня рабочий фартук".
Взрослый: "Он белого цвета в красный горошек".
Ребёнок: "А мой - тёмно-синего цвета".
Взрослый: "Мой украшен кружевными оборками".
Ребёнок: "А мой - красной лентой".
Взрослый: "У этого фартука по бокам два кармана".
Ребёнок: "А у этого - один большой на груди".
Взрослый: "На этих карманах - узор из цветов".
Ребёнок: "А на этом нарисованы инструменты".
Взрослый: "В этом фартуке накрывают на стол".
Ребёнок: "А этот одевают для работы в мастерской".
"Кто кем был или что чем было"
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
"Назови как можно больше предметов"
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
"Подбери рифму"
(развивает фонематический слух).
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад   № 77

Консультация для родителей.

«Предлагаю поиграть с ребёнком дома»        
(дидактические игры по развитию речи)

  Подготовила: учитель – логопед

                                          Проплетина Т. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)

«Закончи предложение», «Режим дня» , «Кому угощение?» , «Назови три слова» , «Кто кем хочет стать?» , «Зоопарк» , «Сравни предметы» , «Кто кем был или что чем было» , «Назови как можно больше предмето...

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Роль дидактической игры для развития речи неслышащего ребёнка

Значение дидактических игр в создании мотивации усвоения речевого материала....

Памятка для родителей "Предлагаем вам поиграть с ребенком дома"

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОСТОВЛЕНА ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ"ПРЕДЛОГАЕМ ВАМ ПОИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ "...

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА!(СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ)

С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в словесные игры. Такие игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то...

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком дома. Дидактические игры по развитию речи»

Консультация для родителей «Поиграйте с ребенком дома. Дидактические игры по развитию речи»«Закончи предложение»(употребление сложноподчинённых предложений)-Мама положила хлеб....

Дидактические игры по развитию речи «Играем с ребенком дома»

Дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Длявзрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через...