Главные вкладки

    Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе: «Игры по звуковой культуре речи.»
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

     Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе:

    «Игры по звуковой культуре речи.»

    Составитель: Карпенко Л. А.

    Цель: Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков.  

    Задачи:

    1. Привлечь родителей к вопросу и проблеме развития звуковой стороны слова детей в современных условиях.
    2. Познакомить родителей с некоторыми играми на развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания и дикции детей.
    3. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.
    4. Научить элементам фольклорной  пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.      

    Интегрируемые образовательные области: «Речевая» , «Физическая», «Художественно Эстетическая», «Познание», «Социально – Коммуникативная».

    Материалы: Пластмассовые крышки; счётные палочки; листы бумаги; фломастеры; зеркало.

    Ход.

    Позвольте сегодняшнюю встречу нашу начать с небольшой цитаты:

    «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка; строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.»  

                                                                                        Д. Б. Эльконин.  

    Звуковая сторона слова безусловно является важной стороной в развитии речи дошкольников. Она включает в себя не только правильное звукопроизношение, но и развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, дикции, голосового и речевого аппарата, развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Сегодня я хотела бы предложить вам поиграть вместе с ребятами в интересные игры, в которые вы можете играть дома. Они не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.

    Артикуляционная гимнастика.  

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Родители с детьми выполняют упражнения для языка: «Лопата», « Вкусное варение», « Чашечка», «Часики», «Иголочка», «Качели», «Лошадка» (для правильности выполнения используется зеркало).

    Игра «Эхо» цель: развитие слухового внимания.

    Играющие разбиваются на две команды. Одна- дети, пришедшие в лес, другая – «эхо»(родители). В ходе игры воспитатель даёт задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» - значительно тише.

    Игра «Нарисуем дом для Незнайки» цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

    Воспитатель. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р». Дети рисуют с родителями. Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба…..

    Речевое упражнение «Снеговик» с движениями.

    Давай,  дружок, смелей, дружок,(имитация лепки снежка ладошками)

    Кати по снегу свой снежок-(движения ладошек «от себя»)

    Он превратится в толстый ком,(делают «толстый круг» руками)

    И станет ком снеговиком.(изображают 2 круга руками)

    Его улыбка так светла-(растягивают губы в улыбку)

    Два глаза….шляпа…(дотрагиваются руками до глаз, изображают  шляпу)

    Нос…метла….(дотрагиваются до носа ,изображают метлу)

    Но солнце припечёт слегка-(закрывают ладошкой один глаз)

    Увы!- и нет снеговика.( разводят руками)

    Речевое упражнение «Ты мороз, мороз…»

    Ты мороз, мороз, мороз,(согнутыми   крест-накрест руками трут предплечья)

    Не показывай свой нос!(указательным пальцем грозят зиме)

    Уходи скорей домой,(«прогоняют» зиму , махая попеременно то правой, то левой рукой)

    Стужу уводи  с собой.(совершают движения руками , будто тянут за верёвку)

    А мы саночки возьмём,(спина прямая, приседают на корточки и берут санки)

    Мы на улицу пойдём.(маршируют на месте)

    Сядем в саночки, самокаточки.(Приседают на корточки,  одновременно вытягивают прямые руки перед собой. Совершают перевод прямых рук за спину)    

    Родители вместе с детьми выполняют эти упражнения в кругу.

    Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

    «Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

    - На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова.

    Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

    Пальчиковая гимнастика:

    • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
    • Помогает развивать речь ребенка;
    • Повышает работоспособность коры головного мозга;
    • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
    • Снимает тревожность.

    Игры с предметами

    Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

    Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

    На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

    Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

    ·         "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

    ·         Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

    Мы любим забавы холодной зимы".

    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

    ·         Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

    ·         Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

    ·         Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    "Сильно кусает котенок-глупыш,

    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

    Но я же играю с тобою, малыш,

    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

    ·         Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

    ·         Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

    "Прищеплю прищепки ловко

    Я на мамину веревку".

    • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
    • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

    "Я катаю мой орех,

    Чтобы стал круглее всех".

    • Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
    • Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, елки

    Очень колкие иголки.

    Но еще сильней, чем ельник,

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи Сифонова С.И.

    план работы с детьми старшей группы по воспитанию звуковой культуры речи...

    Непосредственно–образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе на тему Звуковая культура речи, звук [ш].

    Конспект НОД по подготовке  детей старшего дошкольного возраста к  обучению грамоте....

    КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

    Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

    Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"

    Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.Основные задачи занятия:§  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];§  учить правильно произносить зву...

    План-конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы (3-4 года) «Звуковая культура речи: звук з»

    Данный конспект может использоваться воспитателями младших групп общей направленности для развития речи детей 3-4 лет....

    Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ

    Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе познавательное развитие  Речевое развитие Тема: Звуковая культура речи: звуки С и СЬ ...