Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с нарушением речи?
консультация (старшая группа) на тему

Баннова Ольга Евгеньевна

Как диагностировать родителям степень нарушения речи ребенка? Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnozy_narusheniya_rechi.docx357.86 КБ

Предварительный просмотр:

Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку

с нарушение речи?

Консультация для родителей.

Дизартрия. При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.

 Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам, то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.

 При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.

 Диагноз выражается в разной степени тяжести. Логопедическая работа при дизартрии более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.

 Для более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невропатолога.

Дислалия. самый распространенный логопедический диагноз у детей. При дислалии страдает звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски. К сожалению, на сегодня к дефектам звуковой стороны речи добавляется фонематическая недостаточность, нарушение внимания и памяти.

 У малышей до 5 лет, когда еще не все мышцы ловки, подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются – это физиологическая дислалия. И вся работа с ребенком в это время — профилактическая: подражайте животным и механическим звукам, рассказывайте вместе артикуляционные сказки и делайте артикуляционные упражнения — все на пользу, и язык сам найдет свою правильную позицию.

 Если же после 5 лет дефектное произношение осталось, то дислалия переходит в функциональную. Это значит, что мышцы языка или артикуляционного аппарата требуют уже профессиональной помощи и коррекционной работы.

 Отдельно выделяется механическая дислалия, когда у детей в анатомическом строении челюсти, зубов, неба есть грубые нарушения – в этих случаях коррекция невозможна без хирургов-стоматологов или врачей - ортодонтов.

Алалия (моторная и сенсорная). Теперь о наиболее тяжелом речевом нарушении, которое так важно грамотно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, тугоухости и аутизма.

 Алалия у детей — полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.

 И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки: гуление, лепет, лепетный монолог, отдельные слова, фразы. Это норма освоения речи. Отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов — родители! внимание! — это сигнал тревоги! — Он у нас сообразительный, потом заговорит, - успокаиваете вы себя, подчеркивая положительные стороны: малыш стремится к общению, он смышлен, любит конструировать, играет в сюжетные игры, то есть сильную невербальную сторону, но забываете, что задержка речи рано или поздно потянет за собой задержку познавательной сферы.

 Различают две формы алалии у детей:

 — Моторная алалия. Ребенок понимает обращенную к нему речь, но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться.

 — Сенсорная алалия. Когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта.

 В наше время часто встречаются сочетания двух форм.

 Для детей - алаликов характерны невротические реакции на дефект, быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность.

 Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невропатолога.

ФФН (фонетико-фонематические нарушения). Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.

 «У вашего ребенка нарушение фонематического слуха»,- говорит специалист.

 «Мой ребенок слышит хорошо»,- недоумевает мама, но соглашается с тем, что у малыша есть то, что характерно для этого диагноза:

  • Замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка, хыхка, сыска).
  • Перестановка звуков и слогов (копа вместо пока).
  • Упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

 Такие дети не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает, о чем речь — о белой косе или о белой козе, о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

 А если ребенок недопонимает что - то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи), дисграфия (нарушение письменной речи).

Ринолалия. Это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата:

  • Врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы – то, что в народе называют «волчья пасть», «заячья губа». Из-за того, что ротовая и носовая полости совмещены (ОТКРЫТАЯ форма), в первые же часы жизни ребенка проблемой становится прием пищи, ему требуется раннее хирургическое вмешательство. В дальнейшем операции показаны в зависимости от величины и формы дефекта.
  • Аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то, что относится к ЗАКРЫТОЙ форме.

 Логопедические занятия с такими детьми должны начинаться как можно раньше, ведь результаты работы над устранением носового оттенка и правильным звукопроизношением после очередной операции обычно падают, но если у ребенка уже есть опыт, то речь у него восстанавливается быстрее.

ОНР (общее недоразвитие речи). Ребенок не сразу говорит на правильном литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок. Многие дети любят «коверкать» слова — некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись.

 ОНР - это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.

 При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий. Выделяют 3 уровня ОНР.

  1 уровень

  • Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. «Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при этом принесет пульт).
  • Грамматически слова не оформлены.
  • Фразы нет.

   2 уровень

  • Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. «Гуся. Тонул » — на картинке ныряющая в воду утка.
  • Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок» — два яблока.
  • Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

 

3 уровень

  • Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
  • В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях слов.
  • Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок или пересказ — в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.

 У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи.

 Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно - логическое мышление. Для таких детей прекрасно подойдут упражнения на развитие познавательных функций.

Будьте внимательны к своим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОГУТ БЫТЬ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и воспитателей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; ...

Консультация для родителей на тему: "Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?"

Информация для родителей о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией. Дается краткая характеристика диагнозов, называются основные причины возникновения речевых нарушений и...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности "Из какого материала могут быть елочные игрушки?"

Вызвать у детей интерес к истории Новогодней  игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями....

Какие насекомые могут быть опасны?

   Основную опасность для взрослых и детей представляют укусы: пчел, ос, шмелей, шершней, красных муравьев. Эти насекомые жалят исключительно в целях самообороны....

Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией?

Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией?...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДИАГНОЗАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Итак, Вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие диагнозы могу...