Артикуляционная гимнастика и ее значение
консультация на тему

Слабченко Оксана Владимировна

Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начинать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikul.gimn_._i_ee_znachenie.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22

г. Новочеркасск

Консультация для родителей

«Артикуляционная гимнастика

и ее значение»

Подготовила:

учитель-логопед

О.В. Слабченко

Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начинать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции.
  • Количество повторов каждого упражнения – от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить комплекс на блоки по 2-3 упражнения и выполнять их в течении дня.
  • Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. Будьте терпеливы и спокойны.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
  • После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
  • В младшем дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата (рот, губы, зубы, язык, щеки). Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например, «Часики», «Качели», «Окошко», «Улыбочка» и др.

В начале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т.д.

Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр»,  «Качели», «Барабанщик» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Учитель-логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопатка», «Иголочка» и др.

В настоящее время существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения.


Сказка о Весёлом язычке

Жил-был Весёлый язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать («Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево («Маятник»). Покачался-покачался и в домик спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее («Качели»). И он так же покачался.

Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками («Ступеньки»).

Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. Чистил он их старательно, вычистил добела.

В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать («Маляр»).

Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Д-д-д—слышалось вокруг. Д-д-д—повторял за барабаном язычок («Барабанщик»). Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался («Лошадка»).

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика и ее значение для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок с  хорошо развитой речью хорошо вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания....

Артикуляционная гимнастика и её значение.

Артикуляционная гимнастика и её значение.Рекомендации по проведению гимнастики.Основной комплекс артикуляционных упражнений....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"

Консультация для родителей. Цель :дать понять родителям, для чего нужна артикуляционная  гимнастика, как её проводить.Пзнакомить родителей с разнообразными комплексами артикуляционных гимнастик....

Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и её значение в процессе формирования речи ребенка"

Данный материал адресован родителям дошкольников и содержит практические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"...

Артикуляционная гимнастика и ее значение

             Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными....