Артикуляционная гимнастика и её значение.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Ковкова Юлия Алексеевна

Артикуляционная гимнастика и её значение.Рекомендации по проведению гимнастики.Основной комплекс артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_i_eyo_znachenie.docx64.21 КБ

Предварительный просмотр:

           Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! 

Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

                 ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ


1. Окошко 

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

tru1-1

2. Шарик

  • надуть щеки
  • сдуть щеки.

tru1-20

3. Улыбка

  • растягивание разомкнутых губ  (зубы сжаты)

    clip_image006_0000

4. Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

tru1-5

 

5. Чередование упражнений:  Улыбка – Трубочка – Улыбка – Трубочка и т.д.

 

6. Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

clip_image010

7. Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

tru1-17

8. Футбол

  • рот закрыт
  • кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  • на щеках образуются твердые шарики

clip_image014

9. Качели 

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

clip_image016

10. Вкусное варенье 

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

clip_image018

11. Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

clip_image020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика и ее значение для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок с  хорошо развитой речью хорошо вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания....

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"

Консультация для родителей. Цель :дать понять родителям, для чего нужна артикуляционная  гимнастика, как её проводить.Пзнакомить родителей с разнообразными комплексами артикуляционных гимнастик....

Консультация для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и её значение в процессе формирования речи ребенка"

Данный материал адресован родителям дошкольников и содержит практические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Артикуляционная гимнастика и ее значение

Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необх...

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"

Памятка для родителей "Артикуляционная гимнастика и её значение"...

Артикуляционная гимнастика и ее значение

             Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными....