Моё видение выстраивания диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС.
статья по теме

Паршина Светлана Анатольевна

СЕМЬЯ – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись – и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_videnie_ef_sotr_ped_i_sem.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Моё видение выстраивания диалога эффективного сотрудничества ДОУ

 и семьи в условиях ФГОС

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ.  К открытости призывает и ФГОС.

Немаловажную роль в этом процессе играют родители, ведь именно они являются основными социальными заказчиками ДОУ.  Являясь первыми и главными воспитателями своих детей, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на осуществление воспитания и образования своих детей и «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44 п.1 ФЗ №273 Закона об образовании в РФ).  А образовательные организации оказывают им помощь о чем гласит пункт 2 той же статьи закона. 

От желания и способности родителей качественно исполнять свои обязанности во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами а так же адаптивные возможности. Семья – основной институт социализации ребенка. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Очевидно, что тема семейного воспитания и сотрудничества семьи с образовательной организацией в духе партнерства является одной из самых обсуждаемых и волнующих в любой педагогической среде. Каждый день мы сталкиваемся с тем, что слышим о трудностях во взаимодействии в системе «педагог-родитель» не хватает взаимопонимания, тактичности, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

С какими трудностями в диалоге с родителями мы сталкиваемся чаще всего?

- родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие детей

- недостаточный образовательный уровень родителей

- недостаточная компетентность самих педагогов

- родители не считают дошкольный период важным в становлении личности, не придают ему особого значения

- отсутствие единства взглядов на воспитание ребенка в семье

- личностные проблемы и индивидуальные особенности родителя, вносимые в общение с ребенком, педагогом

- деструктивный жизненный стиль семьи

- нарушение детско-родительских отношений

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога образовательной организации и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи в деле образования и воспитания детей, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Качество образовательного процесса может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия с родителями должна быть выстроена система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

 В образовательном учреждении взаимодействие с семьей выстраивается посредством:

 - установления партнерских отношений, объединения усилий для развития и воспитания детей, создания атмосферы общности интересов;  

- активизации и обогащения воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Значимым является и тот факт, что партнерство — это не просто союз семьи и образовательного учреждения, который может распасться при возникновении локальных конфликтов, а это взаимообогащающий симбиоз (от греч. symbiosis — совместная жизнь, взаимосвязь) родителей и образовательного учреждения, разрушение которого обедняет и/или губит обе стороны.

Основной целью такого партнерства является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

        Очевидно, что назидательно – поучительные формы работы с родителями должны остаться во вчерашнем дне (род. собрания,  лектории и др.).  

Необходимы другие, эффективные формы работы. Например, следующие:

- День открытых дверей (1-2 раза в год, с присутствием всех специалистов ДОУ);

- Родительские клубы («Школа малышей» - для родителей детей раннего возраста, «Светлячок» - для родителей детей средних групп, «На пороге школы» - для родителей детей подготовительных групп);

- психологическая гостиная (направлена на формирование психолого-педагогической компетентности родителей, способствует гармонизации семейных отношений, устранению деструктивных факторов, влияющих на развитие личности ребенка.    Необходимо организовывать тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся активно общаться с детьми. Всего 4 тематических встречи в год);

- праздники, развлечения, конкурсы, экскурсии;

- семейные проекты, презентации, выставки;

- мастер – классы организуемые родителями для детей;

- библиотека для родителей;

- информационные буклеты, флаеры;

- сайт учреждения;

- «Почтовый ящик»;

- индивидуальное консультирование (актуальность значима до сих пор).

 (в перспективе (например):  онлайн консультация родителей, газеты для родителей «Вести от Солнышка» и  Клуб отцов «Лучший в мире папа»)

        Необходимо отметить, что во взаимодействии с семьей существует и такая проблема как уровень профессиональной компетентности педагогов. Данную проблему можно решить с помощью «Школы педагогического мастерства», которой

будет руководить педагог-психолог.

При внедрении данных форм работы с родителями  будет заметна положительная связь взаимодействия ДОУ с семьей.

Привлечение родителей к жизни детского сада мы увидим:

- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.

- Инициативу от родителей, родителям будет интересно в ДОУ.

- При добросовестном отношении педагога к работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.

- Как меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник, выставку. Формальное общение уходит на второй план.

 - Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех групповых событий.

Таким образом, использование разнообразных и эффективных форм работы с семьями даёт положительные результаты. Такая траектория доказывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов: "Мотивация как фактор эффективного сотрудничества с семьями воспитанников"

Данный материал поможет молодому специалисту ( педагогу - психологу) качествинно и интересно провести изучаемый материал....

Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...

Выстраивание диалога эффективного сотрудничества ДОУ и семьи в условиях ФГОС ДО

Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает активное участие семьи в жизни ДОУ.  К открыт...

Сотрудничество МКДОУ и семьи в условии ФГОС

Сотрудничество МКДОУ и семьи в условии ФГОС...

Сотрудничество с семьей в условиях перехода на ФГОС ДО

Сотрудничество с семьей в детском саду....