Как привить интерес ребёнка к чтению
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сальникова Юлия Петровна

Многие современные дети совсем не любят читать. Частично в этом виноваты и телевидение, и интернет. Учителя в школе могут использовать определенные наказания как мотивацию к чтению книг. Отказ детей читать книги приводит мам и пап в замешательство. Часто они задаются вопросом, как полюбить читать ребенку. Безвыходных ситуаций не бывает, своему отпрыску можно и нужно привить интерес и любовь к чтению.

Если ребенок еще очень мал, вы можете почитать ему сами. Для этой цели лучше всего подойдут стихотворения. Они оказывают завораживающее действие на карапузов. Им импонирует ритм и интонация стихотворений. Привить интерес к чтению помогут сказки русских классиков, также рекомендуется ознакомить малыша с народным творчеством.

Игры с маленьким ребенком могут сочетаться с приговорками и пословицами. Купая, одевая, кормя малыша, вы можете сопровождать свои действия ритмичными высказываниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как воспитать интерес ребёнка  к чтению

Многие современные дети совсем не любят читать. Частично в этом виноваты и телевидение, и интернет. Учителя в школе могут использовать определенные наказания как мотивацию к чтению книг. Отказ детей читать книги приводит мам и пап в замешательство. Часто они задаются вопросом, как полюбить читать ребенку. Безвыходных ситуаций не бывает, своему отпрыску можно и нужно привить интерес и любовь к чтению.

Если ребенок еще очень мал, вы можете почитать ему сами. Для этой цели лучше всего подойдут стихотворения. Они оказывают завораживающее действие на карапузов. Им импонирует ритм и интонация стихотворений. Привить интерес к чтению помогут сказки русских классиков, также рекомендуется ознакомить малыша с народным творчеством.

Игры с маленьким ребенком могут сочетаться с приговорками и пословицами. Купая, одевая, кормя малыша, вы можете сопровождать свои действия ритмичными высказываниями.

Как же воспитать интерес к чтению у ребенка? Вадим Левин (детский писатель и поэт) советует вот что:

1. Читайте малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. (Или покупайте интересные и познавательные журналы, которые ребёнок сам выберет). Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор. (Ни в коем случае не принуждайте ребёнка ходить в библиотеку, если он этого не хочет).

10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. 

11. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает!

В заключении хотелось бы посоветовать:

Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЛУЧИК»

Дидактический синквейн в коррекционной работе

у дошкольников с ОНР

учитель – логопед Сальникова Ю.П.

г. Химки  2020

Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.

Детям на выбор были предложены несколько лексических тем: «Весна», «Космос» или «Возвращение перелетных птиц». С начала учебного года велась предварительная работа. Дети были знакомы с понятием «синквейн» и с правилами его составления, поэтому этот проект вызвал эмоционально положительный отклик как у детей, так и у родителей. Составлять cинквейн было очень просто и интересно.

Актуальность использования дидактического синквейна заключается в следующем:

- обогащение и актуализация лексического состава речи;

- закрепление навыков словообразования;

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

- способствует развитию творческой активности;

- способствует развитию образного мышления;

- содержит игровой момент;

- используется для закрепления изученной лексической темы.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Структура составления синквейна для детей:

1-я строка: название предмета или слово-предмет (существительное или местоимение кто? что?)

2-я строка: два слова-признака (какой? какая? какое? какие?)

3-я строка: три слова-действия (что делает? что делают? )

4-я строка: короткое предложение по теме из четырёх слов

5-я строка: слово-предмет, связанный с первым словом (обобщающая ассоциация)

Форма синквейна напоминает елочку:

Работа проходила в несколько этапов:

1 этап:

Введение понятия «слово-предмет» (существительное или местоимение кто? что?) На этом этапе дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы.

2 этап:

        Введение понятия «слово-признак предмета». На этом этапе дети накапливали материал для распространения предложения определением.

3 этап:

        Введение понятия «слово – действие предмета» (что делает? что делал?). На этом этапе дети рассматривали простые сюжетные картинки и отвечали на вопросы по картинке.

4 этап:

        Знакомство с понятием «предложение». На этом этапе дети составляли предложения с опорой на картинки, по выполненным действиям. Учились составлять графическую схему предложения.

Обязательное условие - необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Свои работы (синквейны) дети с помощью родителей или самостоятельно оформляли в виде рисунков с текстом.

Таким образом, использование технологии составления синквейна будет способствовать более успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР. При составлении синквейна у детей активизируется и обогащается лексическая сторона речи, формируются грамматические представления, дети учатся составлению предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Все это способствует развитию связной речи и создает платформу для умения составлять тексты разного типа: повествование, описание или рассуждение.

Список литературы:

  1. Безрукова О.А. Грамматика русской реч/ учебно-метод.псобие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1 – М.: Русская речь, 2013
  2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov
  3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить у ребёнка интерес к чтению

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации для родителей по привитию у дошкольников интереса к чтению....

Консультация для родителей дошкольников "Как привить у ребёнка интерес к чтению" .

   Консультация для родителей дошкольников "Как привить у ребёнка интерес к чтению" .        Ребёнок шестого года жизни, научившись читать, самостоятельн...

Памятка для родителей "Как привить интерес к чтению"

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

памятка для родителей и детей "Как привить интерес к чтению"

Памятка поможет родителям привить интерес к чтению у детей....

Как привить интерес к чтению?

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей...

Как привить интерес к чтению у дошкольников.

Как привить интерес к чтению у дошкольников....