Консультация на тему: " Эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Консультация  предназначена для ознакомления с    условиями и средствами эстетического воспитания дошкольников в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         МБОУ « Лицей № 9 »

                структурное подразделение «Детский сад»

                             Железнодорожный район

Консультация на тему: Эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

                                                   Воспитатель:

                                                                                                       Горелова Е.А.

        Воронеж  2016

                                                               

   Период дошкольного детства является

                едва ли не самым решающим с точки зрения

                эстетического воспитания и формирования

                художественно- эстетического отношения

                к жизни.                

Б.Т. Лихачев

Эстетическое развитие ( от греч. Aesthesis- ощущение, понимание) - развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Оно имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Эстетическое развитие начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений - переживает чувство радости.

В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в эстетическом развитии занимает собственная деятельность ребенка: рисование, пение, драматизация и др.  

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника. Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, искусстве, быту. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет  значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений.

Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие детей средствами искусства.

Эстетическое развитие - длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.

Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально – эстетическому воспитанию.

Содержание художественно – эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.

Итак, одним из основных средств приобщения детей к художественной культуре является ознакомление их с изобразительным искусством. Оно призвано развивать у дошкольников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, изобразительные способности. Это, а свою очередь, требует научить детей основам изобразительной  грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно – прикладного искусства. Тут много значит непосредственное ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства, помогающее понимать выразительный язык художника, воспитывающее эмоционально – эстетическое отношение к произведениям искусства.

Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и низменного,  трагического и комического. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой:  прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают категорию смешного и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующим. В содержание художественно  – эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.

Наряду с усвоением знаний в содержание художественного воспитания входит и приобретение этических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание художественно – эстетического воспитания  входит развитие у детей самостоятельности в  творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.

По выражению А.С. Макаренко инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.

Основными методами, которые используются в художественно – эстетическом воспитании являются:

  1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.
  2. Беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
  3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
  4. Включение в трудовое воспитание – учить детей труда.

  В ходе бесед широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием « вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Остановимся более подробно на содержании этих методов и приемов.

Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей. Этот прием используется и в том случае, если ребенок затрудняется ответить.

Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.

Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства и настроение, соответствующие,  например, состоянию изображенного на картине или прослушанного  музыкального произведения.

Одной из задач детского сада является изучение и внедрение новых методов и приемов работы с детьми по художественно – эстетическому воспитанию, а  также создание благоприятных условий для развития детей. Широкое включение изобразительного искусства в работу с детьми обогащает их жизнь интересным содержанием, создает эмоциональную обстановку в дошкольном учреждении. Детский сад берет на себя функцию организованной подготовки детей.

 Вопросы художественно- эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой,  музыкальными произведениями.

Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно – прикладное искусство. Детей необходимо знакомить с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым, прививая ребенку любовь к Родине, к  народному творчеству.

Практика показывает: если ребенок общается в детском саду со взрослыми, которые дают ему художественные знания, практические умения, он развивается полноценно, у него формируется образное мышление, чувство композиции. Иными словами, для развития творческих способностей дошкольнику нужна определенная среда. Он должен «почувствовать» искусство, испытать эмоциональное потрясение от встречи с ним.

Более доступным для понимания ребенка является декоративно – прикладное искусство, яркое и образное, идущее от души народа. Во многих промыслах в первую очередь и создавалась игрушка для забавы детей. Она была очень проста и самобытна, но наряду с этим сколько народной мудрости вложено в нее, сколько выразительности в образе.

Художественно- эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как  музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.  

      Условия  и средства  эстетического  воспитания

Развивающая среда

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы будет вызывать у него неприятие.

Детали этики быта:

- обстановка

- красота отношений между людьми

- внешний вид человека

Природа

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков и их сочетание. Сама по себе природа – это условие для всестороннего восприятия и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует её «воспитательные возможности» и делает её наглядной для ребенка.  

Искусство

Изобразительное искусство, музыка, литература, архитектура, театр. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Ещё в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого, сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки.

Художественная деятельность

( организованная воспитателем  и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности – одно из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность ( театрализованные игры, музицирование, словесно – художественное творчество, изобразительно- прикладная практика). В художественной деятельности присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий.

Практика показывает: если ребенок общается в детском саду со взрослыми, которые дают ему художественные знания, практические умения, он развивается полноценно, у него формируется образное мышление, чувство композиции. Иными словами, для развития творческих способностей дошкольнику нужна определенная среда. Он должен «почувствовать» искусство, испытать эмоциональное потрясение от встречи с ним.

Более доступным для понимания ребенка является декоративно – прикладное искусство, яркое и образное, идущее от души народа. Во многих промыслах в первую очередь и создавалась игрушка для забавы детей. Она была очень проста и самобытна, но наряду с этим сколько народной мудрости вложено в нее, сколько выразительности в образе.

Художественно- эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как  музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников - важнейшей стороне воспитания ребёнка....

Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

     В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

Методическая разработка на тему: «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с музыкальным фольклором.»

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музы...

Консультация. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»

laquo;Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях»....

Консультация "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Материал для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников...

Консультация "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях"

В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно повышается. Любая деятельность детей требует соответствующей организации предметной-пространственной среды.Рекомендации ...

Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

МАДОУ д/с № 125 Консультация на тему:ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...