Консультация "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
консультация (средняя группа)

Высоцкая Рамина Альмировна

МАДОУ д/с № 125

 

Консультация на тему:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                             Подготовила воспитатель :Высоцкая Р.А

                                                                                               Группа «Птенчики»

 

 

 

 Это правда! Ну чего же тут скрывать?
 Дети любят, любят рисовать!
На бумаге. На асфальте, на стене
И в трамвае на окне…

Э.Успенский

(Слайд 1)

Актуальность  художественно-эстетического развития заключается в том, что они способствуют развитию у детей:

образного мышления

эстетического восприятия

воображения, без которого невозможна ни одна художественно — творческая деятельность

эмоционального отношения к предметам эстетического характера

мелкой моторики рук

(слайд 2)

 Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству. На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими.

Задачи художественно-эстетического развития.

  • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
  • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
  • Формирование потребности в красоте.
  • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

Эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. 

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:

(Слайд 3)

-- будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;

-- на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;

-- занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;

-- воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;

-- воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.

Художественная и творческая деятельность применительно к дошкольному возрасту подразумевает практически одни и те же виды занятий. Ранее других творческих попыток малыш приобщается к рисованию. Следом идет конструирование различных фигур. С расширением словарного запаса дошкольник не желает оставаться пассивным слушателем детских произведений, а пробует свои силы в изменении сюжета или в исполнении роли понравившегося героя.

Следовательно, среди разнообразия творческой деятельности в дошкольный период наибольший удельный вес имеют(Слайд 4)

- изобразительная

- конструктивная

- художественно-речевая

- музыкально-ритмичная

-театрализованная

В перечисленных основных видах художественной деятельности дошкольник может практиковаться, ориентируясь исключительно на образец. Но не следует видеть в этом элементарное подражание и отсутствие творческого компонента. Умения и навыки развиваются благодаря тренировкам.

Рассмотрим художественно-эстетическое развития в разных возрастных группах:

(Слайд 5)

Младшая группа(3-4 года)(Приобщение к исскуству)

Подводить детей к восприятию произведений исскуства, содействовать возникновению эмоционального отклика на литературные и муз.произведения, произведения народного и профессионального исскуства.

Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах исскуства(цвет,звук,форма,движение,жесты),подводить к различению видов исскуства через худ.образ.

(Изобразительная деятельность)

(Слайд 6)

Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании ,лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Помогать создавать индивидуальные и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

 (музыкальная деятельность)

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку .Познакомить с тремя муз. жанрами ;песней, танцем, маршем. Способствовать развитию муз. памяти ,формировать умение узнавать знакомые песни. Чувствовать характер музыки.

Театрализованные игры

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (Птички летают,козленок скачет),передавать эмоциональные состояния человека(мимикой,позой,жестом,движением)Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол.

Слайд (вид деятельности)

Народно-декоративное-прикладное исскуство. Украшать дымковскими узорами  силуэты игрушек, вырезанных воспитателем в сопровождении русской-народной песней.

 

Средняя группа(4-5 лет) (приобщение к исскуству)

Приобщать детей к восприятию исскуства,развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства,прослушивании произведений муз. фольклора.

(Изобразительная деятельность)

(Слайд 6)

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать ,лепить, вырезать ,наклеивать; развивать самостоятельность, активность и творчество.

Муз. деятельность

Продолжать развивать у детей интерес к музыке ,желание ее слушать ,вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятиии муз. произведений.

Театрализованные игры

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным  произведениям ;использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику ,жесты).Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета ,средств воплощения.

Старшая группа(5-6 лет) (приобщение к исскуству)

Развивать эстетические чувства ,эмоции ,эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений исскуства ,формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить худ. образ и средства выразительности. Знакомить(без запоминания) с видами изобразительного исскуства: графика ,декоративно-прикладное искусства ,живопись ,скульптура ,фотоискусство

Изобразительная деятельность:

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги ,обращать внимание на то,что предметы могут по-разному располагаться на плоскости(стоять, менять положение, дерево в ветренный день -наклониться и т.д)

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (гриб, посуда, овощи) передавая их характерные черты.

Муз. деятельность

Формировать муз. культуру на основе знакомства с классической ,народной и современной музыкой

Театрализованная деятельность

(Слайд 7,8)

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более персективных (с точки зрения драматургии )худ .задач (т была бедной золушкой ,а теперь ты красавица принцесса),смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Поощрять импровизацию,умения свободно чувствовать себя в роли.Воспитывать артистические чувства ,раскрывать творческий потенциал.

Подготовительная группа (6-7) Приобщение к искусству

Знакомить с историей и видами искусства (декоративно-прикладное,изобразительное искусство,литература,музыка,архитектура,театр,танец,кино,цирк)Формировать основы художественной культуры ,закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей ,организовать посещение, выставки ,театра,музея,цирка (совместно с родителями)

Изобразительная деятельность(Слайд 9)

Воспитывать самостоятельность учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации.

Продолжать развивать коллективное творчество .Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять ,как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Музыкальное развитие

Продолжать приобщать детей к муз.культуре ,воспитывать художественный вкус ,обогащать музыкальные впечатления детей ,вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Театрализованная деятельность

Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр :умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки ,готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю ,распределять между собой обязанности и роли ,развивать творческую самостоятельность ,эстетический вкус в передачи образа ,отчетливость произношения, учить использовать средства выразительности(поза ,жесты, мимика, интонация ,движения)

(Слайд 10)

Средства и методы художественно — эстетического развития.(Слайд 11)

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер изобразительной деятельности дошкольника и её результативность.

Эстетическое воспитание в детском саду начинается с помещения. Все, что окружает ребят: предметы мебели, посуда, игрушки – должно воспитывать своей эстетичностью. Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла вызывает если не отрицательные эмоции, то равнодушие и нежелание с ней играть. Но не столько красивые предметы эстетически воспитывают, сколько заботливое отношение воспитателя и детей к вещам.

Успешному развитию детского изотворчества очень помогает наличие в группах уголка для занятия свободной художественной деятельностью. А так же организация работы изостудии.

Лернером И. Я., Скаткиным М. Н. разработана новая классификация методов художественно — эстетического развития.

Информационно – рецептивные (наглядные) методы. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти.

В природе непосредственное наблюдение за предметами и явлениями с последующим изображением (наблюдение за гнущимися от ветра деревьями – помогает понять природу движений; наблюдения за животными помогают передавать характерные черты); сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства (рассматривание в природе и на картине цвета снега, помогает определить, какими цветосочетаниями передают его художники); участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе (строительство из песка, снега, рисование на песке ит. д.).

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Рассматривая картины, дети незаметно для себя накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. Дети начинают понимать: что каждый художник стремиться передать чувства, настроения, мысли, которые владели им в момент творчества; что находить красоту можно не только в броском и исключительном, но и в скромном и будничном, в непритязательном и простом.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге – это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Рассматривая иллюстрации, дети видят, какими средствами художник передаёт своё отношение к изображаемому персонажу. Сравнивая различные иллюстрации к одной и той же сказке, дети понимают, что у каждого художника свое видение героев и сюжета.

Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Это способствует формированию уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к культурному и историческому наследию своей страны. Дети окунаются в атмосферу творчества, видят настоящее искусство близко, имеют возможность прикоснуться к изделиям. Это вызывает желание самим заняться творчеством.

Тематические экскурсии по знакомству с профессиями. Дети в творческих работах передают явления общественной жизни. Детей волнуют профессии родителей, труд людей в городе и в деревне, и выступления наших спортсменов на олимпиадах, и многое другое. Нужно дать им возможность увидеть «рабочие места»форменную одежду, чтобы впоследствии отразить своё впечатление в рисунке.

Создание мини-музея. Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия, несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал.

Показ воспитателя, являясь наглядной основой, выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за созданием рисунка, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать полный, частичный показ приемов рисования, совмещать со словестным объяснением. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия необходимо обращать внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится приём беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картинеприём вхождения в картину. Это и приём сравнения картин в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение; художественно – образное слово – загадки, стихотворения, отрывки из сказок, читаю выдержки из художественных произведений таких авторов, как Чарушина, Бианки, Житкова, пословицы и поговорки, приметы и др. Ведь слово способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

М. В. Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. На своих занятиях я предлагаю такие игры, как:

• «На что похоже?» - рассматриваем геометрические фигуры и представляем, на что они похожи. Например, круг (солнышко, колесо, колобок, часы, мяч и так далее);

• «Познай себя»«Собери портрет»;

• Пальчиковые игры;

• «Феи» - учить, упражнять, закреплять знания детей о дифференциации цветов на тёплые – холодные, грустные – весёлые.

Сюда же входит приём создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей; приём «живая кисточка»«волшебный карандаш», мультимедийные персонажи.

Данные методы обучения необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

метод стимулирования и активизации изобразительного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям (например, сочетание различных техник и материалов, рисование с использованием элементов нетрадиционной техники). Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать

Популярен сегодня метод проектов. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности.

(Слайд 12)