Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
консультация по теме

Николаева  Елена Владимировна
 
       В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим ёё функционирования и развития как открытой образовательной системы.
      В основе использования компьютерных средств, в детском саду лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.  Нами ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Педагоги-музыканты становятся для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на музыкальных занятиях. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных направлениях.
Каковы функции компьютера в работе педагога-музыканта ДОУ?
 1. Источник учебной информации.
 2. Наглядное пособие.
 3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
 4. Средство подготовки выступлений.
 
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности  можно использовать  домашний кинотеатр, центр - караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями. Каждый день  мы  находимся  в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Свои достижения в области ИКТ  мы используем  при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального  воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.  Дети и родители считают, что занятия с показом  видеопесенок, презентаций гораздо интереснее.
При применении в работе ИКТ мы не забываем о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей.
На музыкальных занятиях  можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты.
Прекрасно помогают в работе  разделы “История музыкальных инструментов”.Дети  получают сведения о группах музыкальных инструментов,  слышат их звучание.
      Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”. Звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта играющего на различных музыкальных инструментах. Дети повторяют  движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.
      Включая в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на занятиях  музыки.На музыкальных  занятиях  используются  различные презентации, клипы на известные детские песни, которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении. Это увлекает детей.
Применение  видеоряда   позволяет существенно повысить мотивацию  детей  к обучению, активно вовлекает в учебный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, активизирует познавательную деятельность детей.
Информационные технологии  на музыкальных занятиях и досугах:
делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. 
использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
      Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования.
Необходимым условием в работе музыкального руководителя является разумное использование в учебном процессе  цифровых  средств обучения, направленных на развитие наблюдательности, внимания,  музыкальности, речи, мышления дошкольников.  Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.
Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  ребят.
Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Использование компьютерных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Использование компьютерных технологий  в обучении и воспитании детей   дошкольного возраста...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....