Система работы по воспитанию уважительного отношения в семье (совместные проекты, праздники, занятия, игры) у детей младшего дошкольного возраста
консультация по теме

Болгова Ирина Викторовна

Данная консультативная статья раскрывает в себе аспекты системной работы по воспитанию уважительного отношения в семье у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по воспитанию уважительного отношения в семье (совместные проекты, праздники, занятия, игры) у детей младшего дошкольного возраста

     

Воспитание уважения детей к семье, родителям и старшим поколениям, подготовка личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей являются основопологающими задачами воспитания духовно-нравственной личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. Ценно, что в той картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества. Семья для дошкольника это важный социальный институт, который связывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, формируются черты характера, нравственные чувства и социально значимые качества детей. Дошкольное детство это сензитивный период в решении задач по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» основная работа по семьеведению отражена в образовательной области «Социально–коммуникативное развитие». В программе предусматривается расширение представлений  детей о семье, ее членах, формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Знакомство детей с профессиями родителей,  воспитание уважения к труду близких взрослых.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формировать уважительное, заботливое отношение.

На основе анализа всех выше указанных программ можно выделить основные целевые ориентиры и критерии для определения сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье:

  • Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

       Ребенок младшего возраста понимает родственные отношения (мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка,), называет слова, обозначающие родство(мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка,); дошкольник проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к членам своей семьи, старается радовать старших своими хорошими поступками; ребенок готов или стремится проявлять свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности; дошкольник проявляет интерес и уважение к профессиональной деятельности своих родителей, ребенок проявляет любовь к родителям и интересуется жизнью семьи и т.д.

       Обобщая современные достижения педагогической теории и практики, следует отметить, что в настоящее время накоплен опыт формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе и своей семье, использования эффективных средств и методов воспитания уважительного отношения к своим родственникам.

      К примеру, воспитание у детей положительного отношение к семье и родному дому реализуется комплексно и посредством разных видов деятельности.

Практикуются: сюжетно-ролевые игры («Семья», «День рожденья», «Магазин»и«Больница»), инсценировки («Три мамы», «Сказка для мамочки») и игры драматизации по сказкам, дидактические игры («Кем быть», «Кому,что нужно для работы», «Чьи детки?»)и строительные игры («Мебель для дома» и пр.), тематические занятия(«Что значит наши имена», «Сад моей семьи»), знакомство с профессиями родителей, экскурсии, создание альбомов«Моя семья» или «Наша группа», составление творческих рассказов («Моя семья», «Как я помогаю дома», «Как семья провела лето»и т.д.), беседы и встречи на тему «Кем работают мои родители», чтение художественной литературы на тему «Семья», создание книжки «Пословицы и поговорки о семье», рисование на тему «Семья» и портреты, изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи[к групповым и индивидуальным мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, а также содействующие воспитанию у детей чувства принадлежности к своей семье.

      Широко применяются следующие формы работы с родителями: беседы; консультации («Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»), совместные конкурсы, выставка рисунков «Золотая осень», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Весна. Пасха»), совместные работы детей и родителей на разные темы («Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето», оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Практикуется проектная деятельность с участием родителей на тему «Я и вся моя семья». Кроме того, для родителей организовывали консультации, групповые и общие родительские собрания, чтение художественной литературы (В. Осеева «Почему? », Б. Заходер «Никто», В.Берестов «Читалочка», Ю. Яковлев «Мама», У. Раджаб «Как пройти. Кроме того организуются педагогические игровые ситуации (забота о маме –подать руку; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни). Дети попадают в ситуации нравственного выбора в воображаемом плане и реальный ситуации (например, отказаться от чего-то приятного или выгодного в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.

         Огромной популярностью среди детей и родителей пользовались совместные праздники, которые сближали членов семьи, находили эмоциональный отклик в сердцах детей (Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй, Новый год!», Праздник «Мамочка милая, мама моя, Музыкальное развлечение «Весна стучится в окна». Широкое распространение получили праздники,   досуги. В МБДОУ сложилась система работы по формированию семейных ценностей и традиций посредством организации совместной проектной деятельности детей и взрослых. Педагоги чаще всего используют новые формы взаимодействия с родителями: совместные проекты («К нам идёт Новый год!», «Здоровый ребёнок в здоровой семье».

Итак, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста актуальная задача в области дошкольного образования, которая отражена в современных программно методических документах и ФГОС.

Система отношений ребенка дошкольника с миром весьма разнообразна и сложна, поэтому в условиях современного детского сада необходима многоуровневая работа: 1) формирование у детей знаний о своей семье, родственных отношениях, семейных традициях и родословной; 2) вовлечение родителей в совместную детско-родительскую культурно-досуговую и проектную деятельность, повышение педагогической и общей культуры родителей как внутри детского сада, так и за его пределами; 3) обновление развивающей предметно-пространственной среды и усиление социального партнерства с учреждениями культурно-массовой или социально педагогической среды для консолидации усилий по приобщению детей к семейным ценностям, сближению детей с родителями, бабушками и дедушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами...

Сценарий совместного спортивного праздника с папами для детей старшего дошкольного возраста «Играем с папами в военных»

Цель: через участие в совместном спортивном досуге прививать детям семейные ценности праздника 23 февраля. Задачи: - познакомить с праздником 23 февраля; - упражнять в основных видах движений; -...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...