семинар-практикум
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit._sobran.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!»

ЗАНЯТИЕ 1.

«Готовность к школе – что это? Педагогическая, интеллектуальная и коммуникативная готовность».

Цель:

  • Формировать представления родителей о готовности детей к школьному обучению;
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и обучения будущих школьников;
  • Обозначить роль семьи в преемственных связях дошкольного и начального школьного образования.

Задачи:

  • оказать просветительскую и практическую помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
  • использовать практические формы работы с родителями для достижения задач семинара; 
  • научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю;
  • показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

Материалы: цветная модель составляющих готовности ребёнка к школе, мяч, анкеты обратной связи

Содержание семинара:

1. Теоретическая часть. 

1.1. Основные составляющие школьной готовности.

1.2. Педагогическая готовность.

2. Практическая часть. Играем вместе. 

2.1. Игры на развитие интеллектуальной готовности.

2.2. Игры на развитие коммуникативной готовности.

1. Теоретическая часть. 

1.1. Основные составляющие школьной готовности.

     От того, насколько успешным будет начало школьного обучения, насколько ребенок будет осознавать себя успешным, способным справиться со школьными заданиями, насколько успешными будут взаимоотношения с  одноклассниками, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие оценки и замечания: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. Если у ребенка не ладятся отношения с учителем или с коллективом – желание посещать школу идет на убыль.

 А теперь немного поразмышляйте над тем, что же именно нужно для успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе. Кто хочет поделиться своим мнением?

    Прошу вас обратить внимание на эту схему (педагог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске). Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационно-личностную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности. Сегодня мы с вами познакомимся поближе с педагогической готовностью, а также с интеллектуальной и коммуникативной готовностью. А на следующей встрече мы познакомимся с физической готовностью, мотивационно-личностной и эмоционально-волевой готовностью. А также получим рекомендации по адаптации детей к школе.

1.2. Педагогическая готовность  (формирование знаний об окружающем)

    Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в «Занимательные фигуры» или «Назови одним словом»; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях.

Уровень развития социально-бытовой ориентировки, или осведомленности является 1 из важных показателей уровня интеллектуального развития, поэтому входит во многие тесты интеллекта как 1 из параметров оценки умственного развития. Это не просто сумма знаний, это показатель развития мышления ребенка, его познавательных способностей. Оценивается не наличие знаний, их осознанность, умение добывать и анализировать информацию, умение видеть во взаимосвязи предметы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, выделять скрытые характеристики объекта, классифицировать знания и систематизировать. Т.о., основная задача при знакомстве с окружающим миром – не сухое накопление информации, а формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста, развития познавательных интересов.

Многие спрашивают, зачем в дошкольном возрасте учить домашний адрес, свое отчество и родителей, ведь ребенок когда вырастет и так будет это знать. Действительно, рано или поздно он будет владеть этой информацией, но мы его учим называть адрес и отчество не для того, чтобы загрузить мозг ненужной информацией, а чтобы дать толчок развитию мышления, показать причинно-следственные связи, предметы и явления во  всей взаимосвязи. И для этого необходимо идти от восприятия, от чувственного личного опыта ребенка, к мышлению, к оперированию полученными знаниями (с помощью операций классификации, сравнения, анализа, синтеза и пр.) для их уточнения и углубления. Т.о., недостаточно просто заучить адрес наизусть, в этом случае знания выступят как ненужная лишняя информация, непонятная ребенку, которая ничего не дает в плане развития мышления, если ребенок не будет понимать, о чем он говорит, и если никак не может использовать эту информацию на практике. Необходима опора на личный опыт, прогулки, эккскурсии, совместная деятельность со взрослым, наблюдения. Так, родители могут пройти с ребенком по улице, на которой они живут, посмотреть как располагаются дома, по обе стороны от улицы, на каждой улице обязательно есть дом №1,  в каждом доме – много квартир, обязательно есть квартира №1, можно пройти по другой улице, на которой живут друзья и родственники, можно предложить ребенку найти определенный дом и улицу. Для закрепления знаний, полученных через личный опыт можно использовать беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, чтение художественной литературы. Ребенок должен понимать, для чего нужен адрес (почту доставлять, в гости ходить и пр.). Можно поиграть в сюжетно-ролевую игру «Почта». Можно спросить детей, кто на какой улице живет, выявить тех, кто живет на одной улице, у кого похожи номера квартир, можно спросить, чем отличается адрес Пети от адреса Сережи (например, у них одинаковые номера домов, названия улиц, но разные номера квартир). Сравнение помогает закрепить информацию, поднять знания на более качественный уровень.

В процессе развития социально-бытовых ориентировок необходимо:

1. опираться на личный опыт ребенка, либо на его воображение, неустанная работа воображения – это важный путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы узкого личного опыта;

2. расширять чувственный опыт ребенка, который дает пищу мышлению, пищу для анализа, сравнения, выводов и пр.;

3. использовать наглядный материал, схемы, модели, картинки и пр., т.к. образное мышление – основной вид мышления дошкольника, и этот возраст сензитивен к обучению, опирающемуся на наглядность. Так, дети с трудом могут дать определения понятиям «микроскоп», «осел», так как в реальной жизни не встречались с данными объектами, но если использовать модель микроскопа в детской лаборатории, картинки и игрушки, изображающие осла, детям легче будет дать характеристику этим понятиям;

4. для закрепленипя и уточнения знаний, а также как показатель успешного усвоения знаний – необходимо применение их на практике, в реальной жизни, в совместной деятельности со взрослым, необходимо актуализовать знания;

5. использовать наблюдения, прогулки, эккскурсии, труд в природе для накопления информации, чувственного опыта, т.е., получать знания через чувственный опыт.

Что должен знать ребенок перед поступлением в школу? Проверьте знания ребенка.

   1  Назови свое имя-отчество, фамилию, имя-отчество своих родителей. (Дети должны не только уметь назвать свое отчество, но и знать, как оно образовалось – по имени отца).

   2  Назови свой домашний адрес. Для чего человеку нужен адрес?

   3  Как называется наш город? Наша страна? (Дети должны понимать, что такое город, что такое страна, знать, что страна больше, чем город, что в одной стране много городов). Рассмотрите с ребенком карту мира. Покажите нашу страну, другие крупные страны.

   4  Скажи, где и кем работают твои родители? (Желательно, чтоб дети верно называли профессию. Например, не просто сказали «моя мама продает что-то», а «моя мама – продавец»).

   5  Что такое «семья»?

   6  Какое сейчас время года? Какие времена года ты еще знаешь?

   7  Назови признаки каждого времени года. Что бывает весной? Летом? Когда тает снег?

   8  Назови дни недели по порядку, части суток.

   9  Для чего необходимо ходить в школу?

   10  Для чего человеку желудок? Легкие?

   11  Покажи левую руку, правую ногу.

   12  Каких ты знаешь диких животных, перечисли. Домашних животных? Чем дикие животные отличаются от домашних? Какую пользу человеку приносят коты, лошади, козы?

   13  Назови водные виды транспорта, наземные, подземные, воздушные.

   14  Почему осенью птицы улетают на юг?

   15  Что такое микроскоп, для чего он нужен?

      А также дети должны знать основные обобщающие понятия (мебель, транспорт, посуда и т.д.), основные цвета, названия геометрических форм, называть части лица и тела.

Многие родители считают, что уровень подготовки ребенка к школе определяется его умением читать и считать. Это абсолютно не так, одной педагогической готовности для поступления в школу недостаточно.

От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение - будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать ряд важных вещей. Главная деятельность ребенка в возрасте до 7 лет – игровая, чем больше ребенок играет в дошкольном возрасте, тем лучше он развивает необходимые качества и способности. Главное, чтобы игры были правильными, а не заменялись компьютером или игровыми приставками. Предлагаю вам поиграть всем вместе, запомнить игры и использовать их в дальнейшем при подготовке ребенка к школе.

2. Практическая часть. Играем вместе.

2.1. Игры на развитие интеллектуальной готовности.

   Логическое мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью понятий, слов, рассуждений. Формирование словесно-логического мышления начинается более менее к 6-7 годам и связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника. Но ,тем не менее, оно требуется будущему первокласснику: умение рассуждать, делать выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи очень пригодиться при обучении в школе.

              Игры для развития элементов логического мышления.

 1. Исключение. Предложите ребенку исключить лишнее понятие в ряду однородных:

   Старый, дряхлый, маленький, ветхий

    Яблоко, слива, огурец, груша

   Самолет, автомобиль, мотоцикл, поезд

   Сарафан, юбка, шуба, платье

   Молоко, творог, сметана, хлеб

   Час, минута, лето, секунда

   Платье, свитер, шапка, рубашка

   Береза, дуб, роза, сосна

   Книга, телевизор, радио, магнитофон

   Лось, корова, коза, кролик

   При выполнении данного упражнения важно чтобы ребенок не только верно исключил лишнее понятие, но и правильно сумел объяснить почему оно лишнее. Например: петух, ворона, кукушка, воробей – здесь лишнее слово «петух», потому что все остальные птицы дикие, а петух – домашняя.

 

2. Сравнение. Предложите ребенку сравнить два предмета между собой и рассказать, чем они похожи, а чем отличаются:

   Огурец и помидор, яблоко и банан, вишня и клубника, самолет и поезд, шуба и сарафан, кастрюля и тарелка, стакан и кружка, лиса и заяц, топор и пила, муха и муравей.

Например: береза и сосна похожи тем, что они деревья, а отличаются тем, что сосна – хвойное дерево, а береза – лиственное. Стул и кровать похожи тем, что это мебель, а отличаются тем, что на стуле сидят, а на кровати спят.

   

3. Игра «Назови одним словом»

Ведущий поочерёдно бросает мяч и называет слова. Ребёнок должен подобрать к ним обобщающее слово (осадки, мебель, растения, насекомые, водный транспорт, воздушный транспорт и т.д.)

    стол, стул, шкаф – это…

   рубашка, брюки, юбка – это…

   мотоцикл, поезд, автобус – это…

   Буратино, Чебурашка, Карлсон – это…

   пианино, гитара, скрипка – это-…

    муравей, стрекоза, оса – это…

   теннис, хоккей, футбол – это…

   бусы, кольцо, серьги – это…

   пенал, портфель, тетрадь – это…

   топор, молоток, пила – это…

   нос, рот, глаза – это…   и т.п.

4. «Определение понятий»

Учим детей давать определение предмета через родовое название и видовое понятие. Взрослый сообщает, что к нам прилетел инопланетянин и он не понимает некоторые слова, надо ему их обьяснить ( сахарница — это посуда, в которой находится сахар, у нее есть крышка, сделана из фарфора, стекла и пр., стол—это мебель, у него есть столешница и ножки, за ним едят, рисуют, сделан из дерева и пр.). Можно использовать другой вариант этой игры—составляем и угадываем загадки о предметах.

5. Ассоциации (подскажи словечко)

Медведица – медвежонок, лиса - ….

Собака-пасть, птица - ….

Заяц- морковь, корова - …

Птица- перья, кролик - …

Лиса – нора, аист - …

Игры для развития слуховой памяти

   Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации в школе.

   

1. «Запомни секретный код». Предложите ребенку повторить в той же последовательности цифровой ряд, только зачитывая цифры без показа один раз. Постепенно увеличивайте цифровой ряд.

3628

47395

739261

4938624

   2. Игра «Я положил в мешок».  Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Затем снова первый игрок называет предыдущие слова и называет свое новое слово. И так далее. Можно заранее оговорить, что вы будете «складывать в мешок» (например, только фрукты, или только одежду и т.п.).

 

  3.Игра «Повтори ритм». Предложите ребенку отстучать ритм, который он должен запомнить с первой попытки, не глядя на то, как Вы его будете отстукивать. Он с закрытыми глазами слушает, как Вы отбиваете ритм, а затем пытается сделать тоже самое.

   11  111;  11 11 111;  1 111 1; 11 111 1 и т.д.

4. Игра “Действуй по инструкции”

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите “хорошо”!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему?

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре?

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

5. Игра  «Найди клад».

Игра на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции) по памяти (т.е. по словесной инструкции). Взрослый предлагает ребенку найти «клад» (спрятанную игрушку), выполнив последовательно ряд действий (например, встать у окна спиной к нему, сделать 3 шага вперед, 2 шага вправо, присесть и найти спрятанную вещь – «клад»). Инструкция читается сразу целиком, ребенку нужно запомнить инструкцию, а затем уже выполнять действия.

Игры на развитие внимания

   Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание, ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. К началу обучения в школе у ребенка формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость.    Переключение внимания означает возможность сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой.

   1. Упражнение на развитие переключения внимания.

Предложите ребенку внимательно просмотреть газетный или журнальный текст, по ходу вычеркивая букву «а», подчеркивая букву «м», и обводя букву «н» в кружочек (и т.п.). Потом подсчитайте

ошибки и пропуски букв. Выполняйте упражнение в течении нескольких дней, потом сравните результаты первого упражнения с результатами заключительного.

2. Игра «Хлопни и топни»

Взрослый называет разные слова, предварительно предложив ребенку хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук «А», и топнуть, если  в слове есть звук «О». Слова: слон, папа, торт, суп, кот, тигр, крот, порт, пир, стол и пр. Вариант: взрослый читает текст, если называет животное – дети должны хлопнуть в ладоши, если называет растение – дети должны топнуть.

3. Игра «Говори»

Взрослый задает ребенку вопросы, но по правилам, отвечать можно только после команды взрослого «говори». Чтоб усложнить задание, взрослый дает сходные команды: «отвечай», «скажи», «я тебя слушаю» и т.д. Но отвечать можно только после команды «говори».

4. Игра «Да-нет не говори»

Взрослый задает ребенку вопросы, ответы не должны содержать слов «да», «нет», «неа», «ага», частицы «не».

 Вы ходите в детский сад?

- Вы живёте в Африке?

- Вы любите мороженое?

- Вы ели чёрное мороженое?

- Вы умеете ходить на руках?

- Вы умеете летать?

- Вы играете в куклы?

- Ночью светит солнце?

- Волк боится зайца?

- Вы любите ходить к врачу?

- Люди ходят по потолку?

- Доктор стрижёт людей?

- Тебя зовут Петя?

- Корова умеет летать?

- Вы сейчас спите?

- На вам надето платье?

-Зимой трава бывает?

- Трава белая?

- Снег горячий?

- Арбузы растут на дереве?

5. Игра «Летел лебедь»

Можно играть вдвоем, сидя лицом друг к другу.  Руки ладонями вверх, на левой ладони взрослого правая ладонь ребенка и, наоборот, на левой ладони ребенка правая ладонь взрослого. Договариваемся, что на счет 5 надо убрать ладонь. Начинаем счет: один (ладонь взрослого хлопает по ладони ребенка), два (ладонь ребенка хлопает по ладони взрослого) и т.д. На счет «три»  надо быстро убрать свою ладонь.

2.2. Игры на развитие коммуникативной готовности.

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний, взаимоотношение ребенка с членами коллектива. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Готовность ребенка к началу обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной ему предстоит усваивать всю систему знаний. И чем лучше будет развита у ребенка его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.    В школе ребенок должен будет уметь понять и пересказать условие задачи, составить рассказ, правильно формулировать свои мысли, уметь аргументировать свой ответ, устанавливать контакты и общаться с одноклассниками. Все это будет вызывать затруднения при низком речевом развитии.

Игры на развитие словаря

1.  Игра «Потерянные вещи» 

 В большом городе живут рассеянные люди. Они часто теряют различные вещи и забывают их названия. Человек, потерявший вещь, может обратиться в Стол Находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая она. Предложите ребенку загадать потерянную вещь и описать ее вам, по схеме:

            что это? (обобщающее понятие)

            для чего необходим предмет? (функциональное значение)

            из чего сделан, из каких частей состоит?

Например: стол – это мебель; нужен, чтоб за ним есть, писать; сделан из дерева (металла, пластика и т.п.), у него есть столешница и ножки. Нож – это инструмент; нужен чтобы резать; сделан из металла, у него есть ручка и лезвие.

   Слова для объяснения: велосипед, подушка, кепка, шуба, кастрюля, вишня, лимон, огурец, шкаф, холодильник, самолет, молоток, мяч, портфель.

2. Игра «На одну букву» 

Участники выбирают любую букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Выигрывает та команда, чьё слово будет названо последним.

   

3.Скажи наоборот.  Взрослый предлагает ребенку сказать наоборот следующие слова:

   Добрый -…, старый -…,  черный -…, (светлый, большой, длинный, широкий, толстый, острый, веселый, смелый, быстрый, горячий, густой, больной, мятый).  

4. Игра «Какой? Какая?» Предложите ребенку подобрать эпитеты к словам. Лисичка какая? (рыжая, пушистая, остромордая, длиннохвостая, черноглазая, осторожная) Зайчик какой? (маленький, серый, косоглазый, длинноухий, короткохвостый, усатый, черноносый, шустрый, быстрый, трусливый, быстроногий). Вариант игры  «Аукцион слов»- расширяем и обогащаем словарный запас детей именами прилагательными. Предложите назвать ребенку слова—признаки любого предмета, объекта ( какая кастрюля? - чистая, глубокая, блестящая и т. д. , лиса—хитрая, рыжая, шустрая, пушистая и пр. На ком закончатся слова,тот и выиграл)

5. Игра  «Кем был, кем будет» - учим правильно называть детенышей животных, материалы, из которых изготовлены предметы, развиваем смекалку. Ведущий спрашивает: кем был конь? слон? (корова, кролик, медведь и т.д.) чем был стол? альбом? (кастрюля, чашка, платье и пр.)

6. Игра «Какой, какая, какое?» - учим к набору признаков подбирать объект, обращаем внимание на окончания, указывающие на род предмета (мужской, женский, средний).

Красное, круглое, ароматное, сладкое — ...

Длинное, шерстяное, синее — ...

7. Игра  «Какой?» - учим составлять определение  из двух слов. Если у зайца длинные уши, то он какой —длинноухий, быстрые ноги — быстроногий, короткий хвост—короткохвостый, красный нос—красноносый и пр.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...