Родительское собрание на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
материал (младшая группа) по теме

На собрании показана  важность работы по развитию мелкой моторики рук, обозначена взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника. Родители познакомились с играми и упражнениями для развития мелкой моторики рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста".

Цель:

•    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

•    научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Ход собрания.

1.    Организационная часть.

Воспитатель. В самостоятельной деятельности я предложила детям отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

                                 (Пальцы.)

Наши ребята не сразу догадались, о чём идёт речь. Речь шла о пальцах.

Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

2.    Основная часть

Очень часто вы спешите, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.    

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу две задачи:

    косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

    готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

    Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)

    В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой

форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

3.    Сообщение  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».                                                                                                                         Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).

У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.              (Предлагаю кому – нибудь из родителей изобразить фигуру этого театра).

4. «Цветы для друзей» (оригами)    Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.

Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).

Коллективная работа «Цветочное поле»

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что нашим детям с нашей помощью таких трудностей удастся избежать. Сегодня мы попробовали только два вида заданий, которое помогут решить проблему с развитием пальчиков и не требуют специальных знаний и подготовки. Их гораздо больше.  Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» и будем надеяться, что ваш семейный досуг будет интересным.

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

(памятка для родителей)

•    Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

•    Для развития рук полезно обводить любые вкладыши Монтессори, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что поштриховать придётся и вам.

•    Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

•    Дошкольнику (ребёнку 6 лет) вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.

•    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

•    На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда её точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.

•    Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и развитие аккуратности.

•    Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что – нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.

Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.

«Пальчиковый бассейн»

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Пальчики здороваются»

Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.

«Резиночка»

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.

«Рисунок на крупе»

Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»    

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

«Прикрепи прищепки»

На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.

Прикреплю прищепки ловко

Я на мамину верёвку.

«На лыжах»

На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.

Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Котёнок кусается»

Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.

Сильно кусает котёнок глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторик...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Описание психолого-педагогической технологии работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в це...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...