«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
консультация (старшая группа) по теме
В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль русской национальной куклы
в воспитании ребёнка».
«Кто в детстве в куклы не играл,
Тот счастья не видал».
(народная мудрость)
Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому, по дошедшим до наших дней образцам, можно проследить за историей всех цивилизаций. Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается прозападная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с национальной культурой, национальными традициями связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основное слагаемое успеха. Детей знакомят с изобразительным искусством, народным творчеством, его видами и жанрами, учат анализировать произведения прикладного искусства и высказывать оценочные суждения о них.
Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и любить народное творчество.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- она была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.
В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- сам процесс изготовления приносит радость;
- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);
- изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. т.е. осваивает различные социальные роли.
- застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.
Иванова Елена Александровна
воспитатель ГБДОУ д/с № 87
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии, его нервная система очень пластична и поэтому его успехи особенно ощутимы. В этом возрасте дети уже достаточно самостоятельны, у них активно формируется речь, они осознанно открывают для себя окружающий мир и в то же время нуждаются в постоянном общении со взрослыми. Давно замечено, что чем лучше ребёнок управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного - ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Вот почему так полезно разрешать ребенку играть с мелкими предметами. Пуговицы, спички, крупы, пробки от пластиковых бутылок, шнурки, прищепки всё это есть в каждом доме, эти материалы доступны всем. Однако, все мы знаем, что дети легко отвлекаются. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, существуют некоторые правила:
1. Главное - превратить обучение в увлекательную игру. Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, можно играть с ним где угодно.
2. Период максимальной активности ребенка (и следовательно, наиболее удачный для занятий) - утренние часы и время после дневного сна.
3. Наибольшая концентрация внимания в зависимости от возраста ребёнка 15-35 минут.
Если ребёнок устал, лучше сделать перерыв и вернуться к занятиям чуть позже.
4. Не отступать, если задания покажутся чересчур сложными для ребенка. Необходимо предположить свою активную помощь через рассказ, объяснение.
5. Обязательно хвалить малыша. Если у него что-то не получается, не заострять на этом внимание. Терпеливо объяснить ему ошибку, исправить ее и вернуться к этому же заданию на следующий день.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Тонкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неточность движений детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все не так просто.
Головной мозг руки (кончики пальцев) и движения губ, нижней челюсти и языка при речи теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, неумелыми пальчиками как правило отстает в психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Как же развивать моторику рук? Можно вместе с мамой заняться:
- Вязанием узлов
- Сматыванием мотков
- Плетением косичек
- Шнуровкой
- Работой с тканью
- Вспомнить элементы плетения лентами
- Работой с пуговицами, бусинами
- Созданию различных сказочных сюжетов с использованием нетрадиционных материалов
Ваши действия превратятся из работы над мелкой моторикой в увлекательную игру. Не забывайте, дети познают мир и развиваются в процессе игры.
Шишкова Людмила Владимировна
воспитатель ГБДОУ д/с № 87
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...
Развитие мелкой моторики кисти рук детей дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Развитие мелкой моторики кисти рук детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения как одно из средств успешного развития речи".Автор-Рома...