Главные вкладки

    «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
    консультация (старшая группа) по теме

    В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Роль русской национальной куклы

    в воспитании ребёнка».

    «Кто в детстве в куклы не играл,
        Тот счастья не видал».
      (народная мудрость)
     

          Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы, а потому, по дошедшим до наших дней образцам, можно проследить за историей всех цивилизаций. Отдаленное подобие современных кукол находили в гробницах времен Древнего Египта и Вавилона.

            Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

    Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается прозападная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с  национальной культурой, национальными традициями  связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основное слагаемое успеха. Детей знакомят с изобразительным искусством, народным творчеством, его видами и жанрами, учат анализировать произведения прикладного искусства и высказывать оценочные суждения о них.

    Работа с тканью и нитками, как вид конструирования, занимает особое положение в системе обучения изобразительному искусству, так как народное творчество - структурная основа любого декоративного изображения: скульптурного, прикладного назначения. Декоративно-прикладное искусство, его традиции и особые средства художественной выразительности - как средство познания и изучения действительности, расширяют, прежде всего, знания о культуре своего народа, его традициях, обычаях, особой роли в мировой культуре. Ребёнок – дошкольник учится познавать истоки своего национального искусства, учится уважать и   любить народное творчество.

    Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

     - она была участницей многих праздников и обрядов;

    - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

    - была оберегом;

    - в игре ребенок приобщался к культуре своего народа.

    В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

    - самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

    В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

    - сам процесс изготовления приносит радость;

    - работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

    - при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

    - изготовив игрушку ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает. т.е. осваивает различные социальные роли.

    - застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом кукла выполняет коррекционную функцию.

    Иванова Елена Александровна

    воспитатель ГБДОУ д/с № 87

     «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

    В первые годы ребенок делает наиболее важные шаги в своем развитии, его нервная система очень пластична и поэтому его успехи особенно ощутимы. В этом возрасте дети уже достаточно самостоятельны, у них активно формируется речь, они осознанно открывают для себя окружающий мир и в то же время нуждаются в постоянном общении со взрослыми. Давно замечено, что чем лучше ребёнок управляет своими пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного - ведь нервные окончания пальцев рук напрямую связаны с теми участками головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Вот почему так полезно разрешать ребенку играть с мелкими предметами. Пуговицы, спички, крупы, пробки от пластиковых бутылок, шнурки, прищепки всё это есть в каждом доме, эти материалы доступны всем. Однако, все мы знаем, что дети легко отвлекаются. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, существуют некоторые правила:

    1. Главное - превратить обучение в увлекательную игру. Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, можно играть с ним где угодно.

    2. Период максимальной активности ребенка (и следовательно, наиболее удачный для занятий) - утренние ­часы и время после дневного сна.

    3. Наибольшая концентрация внимания в зависимости от возраста ребёнка 15-35 минут.

    Если ребёнок  устал, лучше сделать перерыв и вернуться к занятиям чуть позже.         

    4. Не отступать, если задания покажутся чересчур сложными для ребенка. Необходимо предположить свою активную помощь через рассказ, объяснение.

    5. Обязательно  хвалить малыша. Если у него что-то не получается, не заострять на этом внимание. Терпеливо объяснить ему ошибку, исправить ее и вернуться к этому же заданию на следующий день.

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

    Тонкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неточность движений детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Казалось бы, ну и что? Со временем разовьется, как и все остальное. Но все не так просто.

       Головной мозг руки (кончики пальцев) и движения губ, нижней челюсти и языка при речи теснейшим  образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, неумелыми пальчиками как правило отстает в психомоторном развитии и у него часто возникают проблемы с речью.

    Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Слаженная и умелая работа пальчиков ребёнка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

    В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

    Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Как же развивать моторику рук?  Можно вместе с мамой заняться:

    1. Вязанием узлов
    2. Сматыванием мотков
    3. Плетением косичек
    4. Шнуровкой
    5. Работой с тканью
    6. Вспомнить элементы плетения лентами
    7. Работой с пуговицами, бусинами
    8. Созданию различных сказочных сюжетов с использованием нетрадиционных материалов

    Ваши действия превратятся из работы над мелкой моторикой  в увлекательную игру. Не забывайте, дети познают мир и развиваются в процессе игры.

    Шишкова Людмила Владимировна                  

    воспитатель ГБДОУ д/с № 87


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

    Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.

    В  моей  работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

    Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

    Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

    Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

    Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

    Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

    Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

    Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...