Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья на тему

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  такие качества как  быстрота, точность , координация. Существуют технологии которые развивают  не только мелкую мотрику, но и  внимание, воображение, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_sveta.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                Глыбина        Светлана  Сергеевна

           студентка 3 курса  специальность дошкольная дефектология

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Руководитель: Семенова Людмила Михайловна, профессор кафедры технологий психолого-педагогического и  специального образования.

      Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста     с       ЗПР.

                                                                      Рука является вышедшим наружу                      

                                                                       головным мозгом»

                                                                                                   И. Кант

      В.В. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарования детей – в кончиках их пальцев». Плохо  развитые двигательные  функции рук  вызывают у ребенка трудности, которые заставляют его отступать  от  работы, которая связанная с выполнением действий, требующих точности.

      Детей с задержкой психического развития  5 – 6 лет испытывают при выполнении заданий, связанных с развитием мелкой моторики: завязывать шнурки, лепить, рисовать, собирать различные мозаики, конструирование, рисование, штриховка. Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти. Для того чтобы развить мелкую моторику необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу. Система упражнений : упражнения с прищепками, различные виды рисования, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, штриховки, оригами,   изготовление поделок из нетрадиционного материала.

        Дефектологу  необходимо помнить, что моторика –  это совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

     На  занятиях с детьми  дошкольного возраста с ЗПР большое внимание уделяется  развитию мелкой моторики рук.   

     Особого внимания заслуживают игры с прищепками, оригами, квиллинг.

   Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками  развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус,   помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.  Разноцветные прищепки помогут ребенку закрепить знания основных цветов. С помощью прищепок можно с легкостью научить малыша счету и другим математическим представлениям. В играх с прищепками отлично развивается фантазия и творчество, а также внимание, память, речь.

    Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

    Квиллинг – это  накручивание и моделирование с помощью специального инструмента или шашлычной палочки (5см), бумажных полосок шириной в 7-10 миллиметров. Основой для выполнения почти всех форм является – спираль.  Кончик бумажной ленты накрутить на деревянную палочку или вставить в специальную прорезь в специальном инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившуюся спираль немного раскрутится, у этой спирали заклеиваем кончик.

Получив разреженную спираль, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, «капелька» и другие.

   Занятия квиллингом – это развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, а также возможность реализовать свои творческие возможности.

    У детей с задержкой психического развития  страдает техника движений и двигательные качества. Такие как  быстрота,  точность, координация. Многие дети не умеют правильно держать карандаш,  не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами.  

        Технологии развивают не только мелкую моторику, но и воображение, мышление, а также позволяют реализовать свои творческие возможности.

    Литература.

  1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
  2. Громова И.  Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8.- c. 76-80. 
  3. Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики», СПб, 2008.-c.65-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения разл...