Особенности мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Особенности мелкой моторики рук у детей докольного возраста с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

К началу дошкольного возраста психическое развитие достигает такого уровня, при котором можно планомерно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков ребёнка, вводить элементы учебной деятельности по обязательной программе.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения руки должна стать неотъемлемой частью подготовки к школе. Развитие мелкой моторики определяется индивидуальными особенностями развития детей, а также такими физиологическими показателями как развитие мелких мышц руки и нервной регуляции движений. По некоторым данным физиологов и психологов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития слабо развиты мышцы руки и несовершенна координация движения.

Младший дошкольный возраст характеризуется более высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; движения становятся более разнообразными и координированными, в том числе и развивается мелкая моторика руки. Уровень развития мелкой моторики —  является одним из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно оказывают влияние на овладение навыками письма, рисования, ручного труда, это связано с тем, что ребенку трудно держать в руках и пользоваться различными предметами (карандаш, кисть, фломастер и т.д.).

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению).

В старшем дошкольном возрасте, а точнее к шести годам своей жизни, дети становятся менее возбудимыми, чем в младшем дошкольном возрасте, у них уже уравновешенны возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Такие физиологические особенности являются значительным условием для развития у детей сосредоточенности, наблюдательности и внимания. Такой процесс связан и с речевой характеристикой ребенка, словарный запас ребенка к шести годам должен достигать примерно двух тысяч. Ребенок уже должен уметь пересказывать знакомую сказку и описывать свои яркие воспоминания. При этом руки будут приходить на помощь, т.е. ребенок может заменять жестами слова и пытаться передать размеры направления и расстояния. Если руки ребенка развивали  с рождения, то на шестом году жизни он осваивает более сложные способы резания, склеивания, сгибания наматывания, складывания бумаги, а также пересыпания природных материалов, использование ткани, проволоки и фольги, и применяет к ним различные орудия труда и инструменты (карандаши, фломастеры, кисточки, ножницы и др.).

Формирование двигательных функций, к числу которых относят тонкие движения рук, происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Когда он выполняет точные действия, в процессе чего совершает необходимые движения в разных плоскостях запястья, – регулируется положение его рук. Мелкие движения рук должны быть более точными и экономными, такие движения не должны требовать от ребенка чрезмерных затрат энергии, это будет необходимо для того, чтобы постепенно овладеть разными движениями запястий [1].

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико – пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Для двигательной сферы детей с ЗПР характерны недостаточная координированность и чёткость произвольных движений, наличие синкенезий, нарушения произвольной регуляции движений, трудности переключения и автоматизации, недоразвитие тонких моторных актов, истощаемости. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда [2].

Как отмечает А.В. Семенович, свойства мелкой моторики руки у каждого человека индивидуальны. К проявлениям мелкой моторики рук относятся письмо (почерк) и рисование, манера работы на клавиатуре или игры на музыкальных инструментах, манипуляции с различными мелкими предметами и т. п. [3]. В настоящее время диагностика мелкой моторики руки основана на сборе и анализе фактов, отражающих уровень развития различных аспектов мануальной деятельности [4].

Н.А. Бернштейн определил «координацию тонких движений пальцев рук, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа иными словами, превращение его в управляемую систему. Или координация есть организация управляемости двигательного аппарата» [5]. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а так же современные исследования высшей нервной деятельности позволяют подробно изучать процесс формирования двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики. Вообще, всякая деятельность человека в процессе построения двигательных функций организма находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется анатомическим дозреванием (центрально - нервных субстратов (новейших органов моторной системы и надстроенных над ней фронтальных систем полушарий), так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровне[6]. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Развитие моторики как целенаправленная деятельность педагога и обучающихся дает возможность выявить в ее структуре следующие компоненты:

1. Когнитивный (сознательный) – сознание, мышление, умственная активность. Выражается (в широком смысле) в рассудочной деятельности учащегося под влиянием образовательного процесса.

2. Аффективный (эмоциональный) – внешняя форма проявления душевных движений. Эмоция (аффект) – это именно психический процесс, который может либо проявляться, либо нет в моторной, т.е. двигательной функции. В педагогическом процессе включает в себя эмоциональное сопровождение процесса получения знаний.

3. Мотивационный – создание педагогом условий для развития мелкой моторики учащегося и усвоения им знаний в образовательной среде.

4. Деятельностный – взаимная работа учащегося и педагога, направленная на достижение цели образовательного процесса.

Известна прямая связь между развитием мелкой моторики рук и сформированностью когнитивных функций мозга (память, речь, мышление, внимание, восприятие). Развитие мелкой моторики руки ребенка имеет определенную последовательность и начинается в раннем детстве.

На втором году жизни ребенок просто манипулирует карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Затем каракули вызывают интерес и стремление их повторить, что ведет к формированию зрительно-двигательных координаций. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки, и ребенок учится воспроизводить узнаваемые движения.

В возрасте от трех до пяти лет при обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая включает в себя: технику рисования, формообразующие движения и регуляцию рисовальных движений. Дети учатся обследовать предмет, совершая движения руки по контуру предмета, наносят штрихи и мазки по всей форме, стараясь не выходить за контур. Глаз ребенка начинает более точно контролировать движения руки, выдерживать одинаковое расстояние между проводимыми линиями. К шести-семи годам ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой может рисовать различные предметы, передавать форму, отображать интересующий его мир. У детей с задержкой психического развития в этом возрасте в силу их особенностей происходит отставание в развитии мелкой моторики руки. Поэтому при работе с ними необходимо соблюдать последовательность в развитии мелкой моторики руки.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным и психическим развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с общим недоразвитием речи (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего психического развития ребенка и для развития речи.

Стоит отметить, что дети с задержкой психического развития быстро утомляются, отличаются пониженной работоспособностью. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют руки ребенка, исключительно важны для его психического и умственного развития. Двигательная активность - основа развития каждого человека, а для дошкольников с ЗПР это ключевой фактор, помогающий в преодолении психического заболевания. Различают два вида моторики рук: крупную и мелкую моторику. Та часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве – это крупная моторика. А основу деятельности человека составляют навыки мелкой моторики – это совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать свои движения. Поэтому начинать развивать мелкую моторику ребенка с ЗПР нужно с раннего возраста. Так как, ребенок познает окружающий его мир с помощью тактильно-кинестетических ощущений. Руки являются одним из главных органов, которые приводят в движение процесс мыслительной деятельности детей. Детям младшего дошкольного возраста с ЗПР необходима своевременная коррекционная помощь для дальнейшего предотвращения ухудшения проблем со здоровьем. Если в дошкольное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а педагог знакомится с полученными ими данными.  Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является педагог. Чтобы выяснить, как развивается ребенок, педагог должен провести беседу с родителями и ребенком, изучить медицинскую документацию, наблюдать за дошкольником и его развитием. Во время наблюдения за ребенком педагогу нужно очень внимательно отнестись к развитию движений разного характера [7].

В плане физиологии, рука ребенка младшего дошкольного возраста несовершенна, а это значит, что она постоянно растет и развивается. Отставание в развитии тонкой моторики рук препятствует овладению ими навыками самообслуживания, а также затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности и сопровождается нарушением речевых навыков. Не только в дошкольном возрасте, но и на всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль, именно поэтому работу по развитию мелкой моторики следует проводить не только в дошкольном учреждении, но и в школе. Все ученые, изучающие психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Поэтому с детьми младшего дошкольного возраста с ЗПР необходимо проводить целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. В работе с детьми с ЗПР для развития мелкой моторики рук, нужно придерживаться некоторых правил. А именно: учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;  задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности; работу проводить регулярно, систематически; соблюдать временной распорядок, чтобы не вызвать переутомления ребенка; повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру; заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Специфика работы педагога по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР заключается в особом сочетании методов и приемов.

Упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, развивают речь. В процессе работы развивается сила руки, ее ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму. С этой целью используются традиционные и нетрадиционные методы развития мелкой моторики. Традиционные методы развития мелкой моторики:  самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание), самомассаж с использованием различных предметов (грецкими орехами, карандашами, массажными щетками и т.д.); игры с пальчиками (с речевым сопровождением и без сопровождения); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда, выполнение фигурок из палочек и т.д.;  художественная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем и т.д.; предметная деятельность: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, застежки, завязывание бантов и т.д.;  игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.;  кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней и другие.

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. При обучении детей самомассажу используют поглаживание, растирание, легкое надавливание, легкое пощипывание, похлопывание. Несложные массажные упражнения, под воздействием которых достигается нормализация мышечного тонуса, улучшается координация произвольных движений, снимается излишнее напряжение, развивается ручная умелость. Самомассаж рук благотворно влияет на развитие речевых навыков, способствует развитию внимания, произвольному переключению движений. Одним из эффективных приемов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, способствующие развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры развивают речь: обогащают словарь, общую осведомленность, способствуют развитию правильного произношения, формируют чувство ритма. Для развития мелкой моторики используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Игры можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами, игры - организаторы режимных моментов, игры - коммуникаторы, игры на формирование элементарных представлений о своем организме и практических умений заботы о своем здоровье, игры для создания положительного настроения и т.д.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся: все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т.д.

Нетрадиционные художественные техники способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, внимания и усидчивости, зрительного восприятия и глазомера, наблюдательности и эстетической отзывчивости, изобразительных навыков и умений [8].

В работе с дошкольниками приемы Су-Джок терапии активно используются для развития мелкой моторики пальцев рук, стимулируют речевые зоны коры головного мозга, обеспечивают развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, а так же с целью общего укрепления организма. Пескотерапия - игра с песком - важный способ развития ребенка. Играть с песком можно не только на улице, но и в группе детского сада. Играя с песком, дети развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряженность. В песочных играх можно развивать мотивацию речевого общения; формировать первичные произносительные умения и навыки; пополнять словарь; формировать связную речь; обучать чтению и письму. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, развивается фонематический слух и восприятие у детей. Песок может сделать занятия более интересными, увлекательными и продуктивными.

Таким образом, развивая мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и развития речи. Особенности развития мелкой моторики у таких детей заключаются в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными. Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь ребенка. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук [29]. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально- психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития мелкой моторики эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Итак, для того чтобы развить мелкую моторику рук у дошкольников с задержкой психического развития, необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу.

Список использованной литературы:

  1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. М. О.Шуаре. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 187-188.
  2. Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2016. – С. 66–67.
  3. Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» - М.: Академия – 2002.
  4.  Анастази А., Урбина С. «Психологическое тестирование» - СПб.: Питер, 2001 – с. 688
  5. Н.А. Бернштейн
  6.  Формы обучения в педагогике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // paidagogos.com
  7. Файзрахманов.Н. В. Кулинарный практикум / Н. В. Файрахманов // Наука. – 2012. – С. 80
  8.  Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2003. – С. 155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...