Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
статья по теме

Дьяченко Евгения Ивановна

 

Описание психолого-педагогической технологии работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Учитель года 2011»

Номинация «Педагог-психолог года»

Педагог-психолог

Дьяченко Евгения Ивановна

Образование: высшее

Категория: 2 квалификационная категория

Стаж работы: 2 года

Г. Гуково

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад первой категории

№ 45 «Жемчужинка»

Описание

психолого-педагогической технологии работы

по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог:

Дьяченко Евгения Ивановна

г. Гуково

2010 – 2011 г.г.

В своей работе с детьми в ДОУ № 45 «Жемчужинка» накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» т.к. эта проблема остается актуальной в детском саду.

  Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

  "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.

  "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

  Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

  В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

  Оказывается, рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

В настоящее время я работаю педагогом-психологом. Дети, с которыми я работаю, имеют не только нарушения в познавательной сфере, но и речевые нарушения. Это побудило меня начать  работу по развитию мелкой моторики рук. Для комплексного решения коррекционных задач я использую методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.

Перед собой я поставила следующую цель:

Научить детей улавливать связь между словами и жестами, повторять определенные движения.

Задачи:

  1. Расширять пассивный и активный словарь;
  2. Развивать внимание, усидчивость;
  3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  4. Развивать художественный вкус и творческие способности;
  5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Во время обучения детей штриховки  я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ.

Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.

Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются  пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.

Все дети с интересом и увлечённо обучаются штриховке.

Штриховка способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе составления рисунка и достижения ожидаемого результата. Ребята старшего и подготовительного возраста стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.

Также в своей работе использую пальчиковый игротренинг, конструирование с различными предметами с помощью пальцев, пальчиковая азбука, игры с мелким материалом, упражнения на  развития графических навыков, развивающий массаж, психогимнастика.

Пальчиковый тренинг, который я провожу, разнообразный, эмоционально-приятный, неутомительный, динамичный. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, поэтому задания превращаются в занимательную игру. Предложенные игры сначала использую как самостоятельные, а затем включаю в пальчиковые развлечения.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

 Пальчиковая азбука - это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ. Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя данные средства, я добиваюсь совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Игры с мелким материалом 

- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры с палочками;

- игры с мозаикой, конструктором;

- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики:

- рисование по трафарету;

- рисование по фигурным линейкам;

- штриховка;

- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:

- совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;

- работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;

- развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;

- закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;

- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.

Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.

Развивающий массаж 

- самомассаж лица;

- самомассаж кистей и пальцев рук.

Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на занятиях. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.

Для успешного обучения каждого ребенка психогимнастика помогает создавать условия:  предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:

- напряженных и расслабленных;

- резких и плавных;

 - быстрых и медленных;

 - дробных и цельных;

 - едва заметных и неподвижных;

 - вращений и прыжков;

 - свободного передвижения и столкновений.         

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Итак, все вышеперечисленные составляющие компоненты образовательного процесса способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию.

Для их осуществления я создала в кабинете развивающую среду, которая соответствует основным требованиям:

-доступность;

- динамичность;

- эстетичность.

В ходе диагностики исследовала уровень развития на начало и конец учебного года:

- произвольной мимической моторики;

- общей произвольной моторики;

- тонких движений пальцев рук;

- возможностей действий с предметами;

- чувства ритма.

Конец года (2009-2010 уч. г.)

Начало года (2009-2010 уч. г.)

     

Изучая специальную литературу, наблюдая за детьми, сделала следующие выводы:

- в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, о движении пальцев рук;

- у большинства детей с речевыми нарушениями среди невербальных симптомов выявлено несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений;

- значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждает в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.

В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа)  развития у детей моторной сферы я добилась следующих результатов: высокий уровень возрос на – 12% (полное и четкое выполнение всех заданий), выше среднего возрос на – 5% (выполнение более 80% заданий), средний уровень возрос на – 32% (невыполнение заданий  40% или частичное выполнение), ниже среднего снизился на – 16% (невыполнение заданий на 60%). Сделала вывод:  уровень развития моторной сферы в целом и в конкретных операционных механизмах для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мною системе коррекционно-развивающего обучения, был улучшен.

Связь с воспитателями осуществляется так же через консультации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даю рекомендации, прописываю игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...