Главные вкладки

    Консультация для родителей ДОУ "Игры по ТРИЗ – технологии для второй младшей группы".
    консультация (младшая группа) на тему

    Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

    Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности.

    Поскольку дошкольное детство – сензитивный период для развития способностей, поэтому развивать способности детей необходимо как можно раньше.

    Предлагаю вашему вниманию подбор игр, которые смело можно использовать при обучении детей в домашних условиях:

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Что умеет делать»

    (проводится с середины 2 младшей группы)

    Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

    Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что может слон?

    Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает 

    «Раньше – позже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

    Ход игры:

    Воспитатель: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?

    Дети: Большая, крепкая, добротная.

    Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

    Дети: Ее не было, росли деревья.

    Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

    Дети: Росли маленькие ростки.

    Воспитатель: А еще раньше?

    Дети: Семечки в земле.

    Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

    Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. 

    Игры на выявление подсистемных связей 

    «Где живет?»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

    Воспитатель: Где живет медведь?

    Дети: В лесу, зоопарке.

    Воспитатель: А еще?

    Дети: В мультиках, в книжках.

    Воспитатель: Где живет собака?

    Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. 

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. 

    «Хорошо – плохо»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

    Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

    Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

    Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. 

    Игры на сравнение систем

    «На что похоже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

    Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

    Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

    Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. 

    Игра на классификацию объекта

    «Все в мире перепуталось»

    (проводится со 2 младшей группы).

    Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

    Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

    Правила игры со средней группой:

    Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

    Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

    Ход игры:

    Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

    Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

    Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

    Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

    Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку. 

    Игра «Числовая да-нет ка»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

    Ход:

    1.     На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

    2.     Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.

    3.     Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

    Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

    Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

    Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

    - Это больше 3? Меньше3?

    Снова делят часть:

    - Это крайняя цифра? Первая? В середине? 

    Игра «Где живет (работает)?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

    Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

    Ведущий: Тигр.

    Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

     

    - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.) 

    Игра «Назови часть предмета»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

    Ход:Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

    -ДОМ.

    Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

    - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

    Игра «Паровозик»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

    Например, Человек:

    1 карточка – младенец

    2 карточка - дошкольница

    3 карточка – девочка подросток

    4карточка – девушка

    5 карточка – женщина

    6 карточка – старушка

     

    Игра «Что это такое?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:развивать ассоциативное мышление.

    Ход:На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

    -Что это такое?   Или   На что похоже?

    Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

    Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

    Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д. 

    Игра «Гирлянда»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

    Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

    Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

    - Лягушка какая?

    Ребенок отвечает: - Зеленая.

    От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

    - Зеленая кто (что)?

    Ребенок отвечает: - Трава.

    - Трава что делает? (растет)

    - Растет что (кто)? (ребенок)

    - Ребенок какой? (веселый)

    - Веселый кто бывает? (клоун)

    - Клоун что делает? (смеется)

    И т.д. 

    Игра « Что в чем?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

    Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).

    - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

    - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

    - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

    Дети должны назвать не менее 5 систем. 

    Игра «Что умеет делать?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить выделять функцию объекта.

     Ход:Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

    Например:

    Ведущий : - Ромашка.

    Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

    Ведущий: - Занавеска.

    Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

    Игра «Теремок» (чем похожи)

    Цель:учить детей сравнивать различные объекты.

    Ход:Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

    - Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?

    Из теремка отвечают:

    - Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?

    Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dou_po_triz.docx25.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей ДОУ "Игры по ТРИЗ – технологии для второй младшей группы".

    Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.

    Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности.

    Поскольку дошкольное детство – сензитивный период для развития способностей, поэтому развивать способности детей необходимо как можно раньше.

    Предлагаю вашему вниманию подбор игр, которые смело можно использовать при обучении детей в домашних условиях:

    Игры на формирование умения выделять функции объекта

    «Что умеет делать»

    (проводится с середины 2 младшей группы)

    Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

    Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

    Ход игры:

    Воспитатель: Что может слон?

    Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает 

    «Раньше – позже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

    Ход игры:

    Воспитатель: посмотрите, какая у медведя сделана берлога?

    Дети: Большая, крепкая, добротная.

    Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

    Дети: Ее не было, росли деревья.

    Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

    Дети: Росли маленькие ростки.

    Воспитатель: А еще раньше?

    Дети: Семечки в земле.

    Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

    Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. 

    Игры на выявление подсистемных связей 

    «Где живет?»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

    Ход игры:

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

    Воспитатель: Где живет медведь?

    Дети: В лесу, зоопарке.

    Воспитатель: А еще?

    Дети: В мультиках, в книжках.

    Воспитатель: Где живет собака?

    Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. 

    Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта. 

    «Хорошо – плохо»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

    Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

    Ход игры:

    Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

    Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

    Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

    Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. 

    Игры на сравнение систем

    «На что похоже»

    (проводится со 2 младшей группы)

    Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

    Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

    Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

    Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

    Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. 

    Игра на классификацию объекта

    «Все в мире перепуталось»

    (проводится со 2 младшей группы).

    Примечание:Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

    Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

    Правила игры со средней группой:

    Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.)

    Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

    Ход игры:

    Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

    Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

    Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

    Дети: К природному.

    Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

    Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

    Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

    Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку. 

    Игра «Числовая да-нет ка»

    (со 2 младшей группы)

    Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

    Ход:

    1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
    2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
    3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

    Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

    Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

    Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

    - Это больше 3? Меньше3?

    Снова делят часть:

    - Это крайняя цифра? Первая? В середине? 

    Игра «Где живет (работает)?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

    Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

    Ведущий: Тигр.

    Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

     

    - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.) 

    Игра «Назови часть предмета»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

    Ход:Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

    -ДОМ.

    Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

    - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

    Игра «Паровозик»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции.

    Ход: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.

    Например, Человек:

    1 карточка – младенец

    2 карточка - дошкольница

    3 карточка – девочка подросток

    4карточка – девушка

    5 карточка – женщина

    6 карточка – старушка

     

    Игра «Что это такое?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:развивать ассоциативное мышление.

    Ход:На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

    -Что это такое?   Или   На что похоже?

    Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

    Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

    Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д. 

    Игра «Гирлянда»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

    Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

    Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

    - Лягушка какая?

    Ребенок отвечает: - Зеленая.

    От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

    - Зеленая кто (что)?

    Ребенок отвечает: - Трава.

    - Трава что делает? (растет)

    - Растет что (кто)? (ребенок)

    - Ребенок какой? (веселый)

    - Веселый кто бывает? (клоун)

    - Клоун что делает? (смеется)

    И т.д. 

    Игра « Что в чем?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

    Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна).

    - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

    - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

    - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

    Дети должны назвать не менее 5 систем. 

    Игра «Что умеет делать?»

    (со 2 младшей группы)

    Цель:учить выделять функцию объекта.

     Ход:Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

    Например:

    Ведущий : - Ромашка.

    Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

    Ведущий: - Занавеска.

    Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

    Игра «Теремок» (чем похожи)

    Цель:учить детей сравнивать различные объекты.

    Ход:Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

    - Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?

    Из теремка отвечают:

    - Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?

    Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе

    Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе...

    Конспект занятия по сенсорике с элементами ТРИЗ - технологий во второй младшей группе Тема: «По следам колобка».

    Цель: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку 2 – 3 лет  всесторонне воспринимать окружающий мир....

    Конспект музыкально-сенсорного занятия с элементами ТРИЗ-технологий во второй младшей группе

    Цель данного занятия состоит в фомировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку 3-4 лет всесторонне воспринимать окружающий мир....

    Конспект НОД по системе ТРИЗ-технологии во второй младшей группе "В гостях у сказки"

    Это итоговое занятие по проектной деятельности в нашей группе. Краткосрочный проект "В мире русских народных сказок" рассчитан на 4 недели....

    Сценарий занятия с использованием ТРИЗ технологий во второй младшей группе

    В сценарии занятия представлены варианты использования игр по технологии ТРИЗ с детьми второй младшей группы, позволяющие решить задачи познавательного и речевого развития....

    Краткосрочный проект с использованием ТРИЗ технологий во второй младшей группе

    У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Многие дети группы испытывают затруднения при ...