Факторы влияния на успешную психологическую адаптацию к дошкольному учреждению (семинар для родителей с презентацией)
методическая разработка по теме

Коноплева Ольга Васильевна

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методист ГБУ ДО ЦППМСП

Выборгского района

                                                                                                Педагог-психолог

                                                                                                          Высшей категории                                                                                                                                                         Коноплева О.В. 

Факторы влияния на успешную психологическую адаптацию

к дошкольному учреждению

(семинар для родителей с презентацией)

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами об условиях успешной адаптации детей к детскому саду. В первую очередь хочу сказать, что представляю ваши мысли, наверняка вы все волнуетесь о том, как пройдут первые недели прихода малыша в садик. Не стоит сильно переживать, к тому же ваше спокойствие очень важно сейчас для ребенка. С детьми нужно прощаться спокойно и уверенно, если они видят, что родитель сам боится, то им становится еще страшнее и хуже, а если родитель сам спокоен, то и ребенок довольно быстро успокаивается. Итак, что же надо делать, что бы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас, родителей?

Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях:

• психофизиологическом,

• индивидуально-психологическом

• социально-психологическом. (слайд 2)

Этапы адаптации детей к ДОУ

• 1 этап – негативистский или депрессивный;

• 2 этап – псевдоадаптация;

• 3 этап – подлинная адаптация. (3 слайд)

Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр., так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п., в новой среде и новыми средствами.

На процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению оказывают влияние возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития.

Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в новой социальной ситуации, ведущий вид деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, благоприятный статус в группе сверстников и позитивное отношение педагога способствуют успешному привыканию детей к дошкольному учреждению. В то же время нарушения познавательного и личностного развития, отклонения в поведении, неудовлетворенность общением со взрослыми, низкий уровень образования родителей, негативное отношение педагога и неблагоприятный семейный микроклимат затрудняют процесс адаптации ребенка к детскому саду.

Какие факторы влияют на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению? (слайд 4, 5)

Обобщая имеющиеся в психологической науке и практике представления, можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на процесс психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, и определить их основные показатели.

1 группа факторов: Особенности развития ребенка.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение связано с расширением круга общения как со взрослыми, так и со сверстниками, а также с изменением характера общения. Легче адаптируются к коллективу дети, имеющие необходимые навыки общения со сверстниками.

Единственные в семье дети, которые по разным причинам не приобрели опыта взаимодействия с ровесниками, оказываются в более уязвимом положении. Некомпетентность детей в коммуникативной сфере, неумение конструктивно разрешать возникающие конфликты, тревожность и неуверенность в себе (свойственные многим дошкольникам в период адаптации к новой ситуации) снижают популярность таких детей в группе и препятствуют успешному вхождению в детский коллектив.

2 группа факторов: Характеристики семейной ситуации.

В период адаптации ребенка к детскому саду особое значение приобретает воспитательная позиция родителей, понимаемая как совокупность установок, связанных с воспитанием детей, определенной мотивации отношения к ребенку и ее осознания. Воспитательная позиция родителей обусловлена "знаемыми" и "реально действующими" мотивами, степень осознанности которых может различаться. Ее важными характеристиками являются адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность заключается в умении родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, его личностные и мотивационные особенности, в способности замечать изменения, происходящие в его психической сфере. Гибкость предполагает способность к изменению педагогических воздействий по ходу взросления ребенка или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность оценивается как способность родителей предвосхищать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе тех, которые обусловлены семейным воспитанием.

Воспитательная позиция родителей является основой для формирования стиля воспитания ребенка в семье. Стилевые особенности детско-родительских отношений оказывают существенное влияние на процесс адаптации дошкольника к детскому саду.

3 группа факторов: Социальная и педагогическая среда дошкольного учреждения.

Показатели: особенности педагогического процесса (содержание, формы, методы работы с детьми, индивидуализация образовательных и воспитательных стратегий, организация совместной работы с родителями) ; влияние педагога (стиль педагогического общения, личностные качества воспитателя) ; влияние сверстников (принятие в группе, характер общения, особенности игровых взаимоотношений детей)

Успешность привыкания детей к ДОУ во многом зависит от отношения к ним педагога и выбранного им стиля общения с воспитанниками.

Стиль педагогического общения представляет собой систему индивидуально-типологических особенностей социально-психологического взаимодействия педагога и детей. Основными параметрами, характеризующими стиль педагогического общения, являются:

- степень эмоционального принятия ребенка, его особенностей и проблем;

- степень контроля за выполнением правил, за поведением детей и т. д. ;

- учет индивидуальных особенностей детей в организации учебно-воспитательного процесса.

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для  самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

По каким параметрам можно определить, как прошел период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения (слайд 6, 7)

Период адаптации детей раннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень- Легкий уровень адаптации (10-15 дней) .

При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми.

У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

2 уровень- Средний уровень адаптации (20-40 дней)

Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми.

Сон и аппетит восстанавливаются только через 15-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

3 уровень Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев) .

В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников.

Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль  - не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Показателями окончания адаптационного периода является:

• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

• уравновешенное настроение в течение дня;

• адекватное отношение к предложениям взрослых;

• общение с ними по собственной инициативе;

• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Список литературы

1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям; Речь - Москва, 2010.
2. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями; Академический Проект, Трикста - Москва,2014.
3. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития - ,2012.
4. Йовичич Йованка Как подготовить ребенка к детскому саду; Основа - Москва, 2011.
5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду; Академия - Москва,2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСКИЙ САД?! Идти или не идти?

Слайд 3

ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ?

Слайд 5

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РАССКАЖИТЕ РЕБЕНКУ О ДЕТСКОМ САДЕ ЗАРАНЕЕ, ПОИГРАЙТЕ С НИМ В ДЕТСКИЙ САД, СХОДИТЕ С НИМ НА ЭКСКУРСИЮ В ДЕТСКИЙ САД, ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ДЕТСКИЙ САД – ПРИВЕЛЕГИЯ ДЕТЕЙ И ЧТО ВЗРОСЛЫХ ТУДА НЕ ПУСКАЮТ НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В САДУ НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, ПРИУЧАЙТЕ ПОСТЕПЕННО

Слайд 6

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СОЗДАЙТЕ СПОКОЙНЫЙ, КОМФОРТНЫЙ, БЕСКОНФЛИКТНЫЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ БУДТЕ СПОКОЙНЫ, НЕ ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЕ БЕСПОКОЙСТВО ПО ПОВОДУ ДЕТСКОГО САДА

Слайд 7

НЕ ХОЧУ ЭТО ЕСТЬ! НЕ БУДУ СПАТЬ! ЗАБЕРИ МЕНЯ СКОРЕЙ! Я НИКОГО НЕ ЛЮБЛЮ!

Слайд 8

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СОЗДАЙТЕ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ ДОМА ТАКОЙ ЖЕ РЕЖИМ, КАК В ДЕТСКОМ САДУ НЕ РЕАГИРУЙТЕ НА ВЫХОДКИ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ САДА И НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ ЗА КАПРИЗЫ

Слайд 9

ЭТОТ КЛАССНЫЙ ДЕТСКИЙ САД!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БУДУЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ

Почему дети не усваивают материал, ипытывают трудности в общении, иногда агрессивны, ленивы, медлительны? Эти и многие другие вопросы волнуют психологов, педагогов, родителей. Хотя однозначного ответа...

Инновации в повышении квалификации педагогов в дошкольном учреждении. Семинар-практикум.

Тема:"Система повышения квалификации и её роль в формировании педагога нового типа"....

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Выступление "Сетевое взаимодействие ДОУ как фактор успешной социализации детей дошкольного возраста"

Опыт работы взаимодействия детского сада  с социальными организациями....

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста совместно с родителями с презентацией «Как Емеля правила дорожного движения учил»...

Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте

Тема моего доклада: «Социально – психологические факторы успешности обучения в дошкольном возрасте».Актуальность  данной темы обусловлена современными методами и подходами к раз...