Подготовка руки дошкольника к письму
консультация на тему

Мячина Татьяна Александровна

Подготовка руки дошкольника к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_doshkolnika_k_pismu.doc601.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Ребенку скоро в школу, а писать пока никак не получается? Есть оригинальные и эффективные способы разработать пальчики будущего первоклашки для красивого письма.

      Как правило, в первую очередь родители делают акцент на умении читать и считать. Это, бесспорно, важные навыки, которые пригодятся ему в школе. Но порой родители забывают о таком важном моменте, как развитие тонких движений рук ребенка, которое свидетельствует о готовности к обучению письму.

     Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

     Готовить руку к письму можно, и не дожидаясь записи в школу. Пусть ребенок наливает воду из пипетки в стаканчик, ровно рвет газету, лепит из пластилина.

Упражнения с канцелярской резинкой

     Возьмите канцелярскую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы ребенка. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Сначала одной рукой, потом другой, и на обеих сразу. Затем возьмите канцелярские кнопки и воткните их в доску или в пенопласт по контуру, например машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки. Пускай ребенок натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась?

Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)

     На ровную поверхность положить ладонь, по очереди поднимать пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, затем одновременно обеих. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными «трудными звуками»: «СА-СА-СА-СА».

     Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение «кулак-ладонь-ребро». Рука ребенка поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

Упражнения с пшеном в стакане

     Пусть ребенок «варит кашу», то есть указательным пальчиком мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли? 

Упражнения с гречкой и чечевицей

     Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай ребенок вволю повозиться с этими крупами, набирает их в горсть, пропускает сквозь пальцы, перебирает в руках. Эти ощущения очень приятны, успокаивают и способствуют концентрации внимания у детей. Ну а теперь попросите разобрать крупу на две кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая, кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для формирования сосредоточенности, усидчивости, логического мышления (ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если ребенок устал, насыпьте разные виды круп в самую большую миску и закопайте в них много мелких игрушек. Пусть покопается и поищет. Главное – руки должны быть в крупе по запястья, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Упражнения на развитие выносливости

     Покажите своему ребенку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.

Штриховка

     В трех геометрических фигурах ребенок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым. Важно, чтобы степень штриховки четко соответствовала образцам.

Графический диктант

     Взрослый диктует, а ребенок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Дальше продолжить узор до конца строки самостоятельно.

Упражнения на уточнение положения в пространстве

     Дайте ребенку следующие задания:

«Закрась флажки»

     В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева – синим.

«Включи свет в окошках»

     Нарисуйте домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т. д.

«Нарисуй картинку»

     Предложите ребенку нарисовать дерево в центре листа. Справа от него – цветок, слева – куст, в правом верхнем углу – солнышко, в левом нижнем – собачку.

«Назови, что нарисовано» 

     Нарисуйте предметы «накладывая» одно изображение на другое. Попросите ребенка назвать, что он увидел.

     Основное внимание должно быть обращено на формирование правильной позы при письме: детей учат сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать. Также родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлен отчет о работе по методической  теме...

презентация "Подготовка руки дошкольника к письму"

В работе представлены практические и теоретические материалы по данной теме, а также работы детей....

Подготовка руки дошкольника к письму.

        У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети эт...

«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»

В статье представлен материал  для работы с  детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....

Подготовка руки дошкольника к письму

Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движения...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...