Главные вкладки

    Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
    консультация (старшая группа) на тему

    Луценко Наталья Александровна

    В системе детский сад-семья используются трдиционные и не традиционные формы работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiyamicrosoft_office_word.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

      В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как  в

    дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад — семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т. д. Однако, к сожалению, специалисты и практики констатируют: целый ряд проблем по-прежнему препятствует эффективному взаимодействию педагогов и родителей воспитанников. Причин тому несколько

        Первая причина заключается в особенности общения, то есть коммуникации. Педагоги и родители не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Например. Педагог и родитель не могут договориться о том, нужно ли ребенку играть в "Монстров". Педагог авторитарно настаивает на том, что это категорически недопустимо в младшем дошкольном возрасте, а родитель в ответ утверждает, что ребенку очень нравится эта игра и он будет в нее играть. Получается, что и одна, и другая сторона не понимает и не принимает позицию другой, а просто диктует свою точку зрения.

    Вторая причина - личностные качества педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводят к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги просто не готовы к деловому партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников. Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного взаимодействия. Например, некоторые воспитатели говорят: "Лучше я промолчу — все равно ничего им не докажу!" или "Я им сейчас скажу все, что я знаю и думаю, пусть только попробуют не понять!" и др.

    И в том, и в другом случае у педагогов есть что сказать родителям, однако в силу личностных особенностей они выбирают разные, но каждый раз неконструктивные способы сообщения этой информации. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое или "кричащее" противоборство сторон.

                       К сожалению, такие ситуации  нередки  и зачастую  общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.  Как же к этому прийти?

     

     Может быть, просто пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

    Решение педагогических ситуаций.

    Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

     

     Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

     -Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

    - Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека.

    Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

     -Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

     Уважаемые педагоги! Помните, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

     Самые универсальные – это:

    Улыбка, имя собеседника, комплимент.

     

    - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

     

    - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

     -Психологи говорят, что в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

     Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала  расскажите об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

      Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

    Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не  «сверлите» собеседника взглядом.

      Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

     

     Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

     Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

     Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

    Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

     

    Игра «Тренировка интонации».

     

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

    А сейчас, уважаемые педагоги, произнесити фразы:

    -Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

    -Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

     

    Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

     

     Игра «Волшебная шляпа».

     

    Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

     

    Уважаемые педагоги, пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель»,

    которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!Да, мне это в себе тоже очень нравится!».

     Все мы  с вами знаем, как  нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

    - Каких родителей можно назвать «трудными»?

    «Трудные» родители:

    ·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

    ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

    Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

    Помните, основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение).

    Вначале с такими родителями, необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

    Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

     

     Упражнение «Резервуар».

     

    Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

    Данное упражнение поможет вам  настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только

    принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

    Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

    Чтобы избежать противостояния с родителями:

    ·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

    ·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

    ·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

    ·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

    ·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

    ·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.

    Желаю вам успехов в работе с родителями, и конечно, с детьми!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

    Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

    Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

    Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

    Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

    Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагоговв общениии взаимодействии с родителями....

    Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

    Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

    Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

    Содержит материалы семинара для начинающих педагогов МБДОУ №10...

    Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

    «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

    В системе детский сад- семья  используются традиционные и нетрадиционные методы работы...