Главные вкладки

    Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями
    методическая разработка по теме

    Ващенко Маргарита Александровна

    Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов

    в общениии взаимодействии с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan-konspekt_treninga.docx32.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование Красноармейский район

    Станица Ивановская

    Ващенко Маргарита Александровна

    педагог-психолог

    муниципальное дошкольное бюджетное

    образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 53»  

    Тренинг для  молодых   педагогов ДОУ

    «Построение  эффективного общения  и взаимодействия с родителями»

    Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детские сады. Молодые специалисты не спешат устраиваться на такую ответственную, но низкооплачиваемую работу, а многие из устроившихся не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны, на наш взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга для начинающих педагогов    на соответствующую тему.

     

    Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.

    Материал: бейджики на каждого участника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

     

    Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов

    в общениии взаимодействии с родителями.

    Задачи:

    1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

    с родителями;

    2.Содействовать повышению уверенности в себе;

    3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

    с родителями.

    План проведения:

    I. Вступление.

    Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы

    группы участников.

    II. Практическая часть:

    1. Игра на знакомство «Чёрные шнурки».

    Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу  на стульях).

    Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.

     

    1. Игра на сплочение «Шанхайцы».

    Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

    Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока

    не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

     

    Ведущий:

    - Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

    1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

    Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

    Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

     

    1. Дискуссия «Я и родители моей группы».

    Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)

    Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин)

    (Примерные «недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)

     

    1. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство».

    (Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)

    Инструкция: - Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке»,как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, дляподготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.

     

    1. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

    (7 мин)

    - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

    Самые универсальные – это:

    • Улыбка,
    • имя собеседника
    • комплимент.

    - Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

    - Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

    Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

     

    - В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

    Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

     

    Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

    1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
    2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
    3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
    4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
    5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
    6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

     

    Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

     

    Игра «Молекулы»

    Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

    Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу

    в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».

    Игра «Тренировка интонации».

    Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

    Произнести фразы:

    üМне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

    üМне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

    Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

     

    Игра «Волшебная шляпа».

    Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

    Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!Да мне это в себе тоже очень нравится!».

    По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка.

     

    ( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)

     

    Психотехническое упражнение «Давление».

    Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

    Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка

    прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

    Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

    -Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

    Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

    Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

     

    Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

    - Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

    - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

    «Трудные» родители:

    ·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

    ·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

    Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

    Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

    На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

    Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

     

    1. Упражнение «Резервуар».

    Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

    Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

    Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

    Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

    Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

    Чтобы избежать противостояния с родителями:

    ·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

    ·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

    ·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

    ·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

    ·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

    ·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не противдруг друга».

     

    Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

    Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

    Игра проводится под релаксационную музыку.

    – Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

    Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

    Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

    Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

    Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

    А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

     

    1. Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

    Раздача памяток. (5 мин)

     

     

    Литература.

     

    1. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.
    2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
    3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
    4. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
    5. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
    6. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

    Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

    Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями

    Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...

    «Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

    Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

    Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

    Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

    выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

    quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...