Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»
методическая разработка по теме

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.

Задачи:

1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

2) обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными родителями»;

3) отреагирование собственных негативных чувств к родителям;

4) обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический практикум для  педагогов ДОУ

«Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями».

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.

Задачи:

1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;

2) обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными родителями»;

3) отреагирование собственных негативных чувств к родителям;

4) обучение техникам саморегуляции эмоционального состояния.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материалы: бейджики на каждого частника, ручки на каждого участника, листы бумаги А4, два мольберта,  два  ватмана, стикеры двух цветов, магнитофон, запись спокойной музыки для релаксации.

    1.Психологическое вхождение. Упражнение «Здравствуйте, я…. Сегодня я вот такая… .»

Инструкция. Участники встают в круг, первым говорит ведущий: «Здравствуйте, я… (имя). Сегодня я вот такая…(мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуй, … . Сегодня … вот такая (повторяют действия участника)».

  1. Вступление, знакомство с темой практикума.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона. И нам это знакомо.

Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения. При этом, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.  

   3. Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Инструкция. Участники делятся на две группы, получают задание.

Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.). На доске воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.

Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На доске записывают положительные качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на мольбертах, проходит обсуждение:

- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?

- Есть ли в вашей практике такие родители?

- Что вы чувствовали при создании положительного портрета?

- Есть ли в ваших группах такие родители?

Сравнить записанные отрицательные и положительные качества, подсчитать количество. Соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.

Вывод: Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Мы понимаем, что невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки - люди вправе их иметь. Поэтому, разрешите родителям воспитанников быть такими, какие они есть.

  1. Мини-лекция «Правила построения эффективного общения»

«Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • улыбка
  • имя собеседника
  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  1. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

    Слова ведущего: «Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова говорил Карлсон  Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал).

   6.  Мини-лекция  «Основы построения беседы с «трудным» родителем». Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

  • Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».
  • Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.  Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция. Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

  • необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
  • подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
  • показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
  • Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).
  • Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
  • Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

  1. Релаксационное упражнение  «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. 

Инструкция.  Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников, заполнение анкеты обратной связи, раздача памяток.

Раздаточный материал

Алгоритм принятия родителя

1.  Сдерживать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

2.  Реагировать не на сами поступки, которые раздражают,  а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

4. Попытаться изменить отношение к родителю или изменить его мотивацию.  

        Памятка для педагога «Основополагающие правила общения»

•        Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.

•        Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.

•        С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавайте ситуацию «один на один». В присутствии других «проблемные» уже не столько проблемны!

•        Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.

•        Уверенность в своих знаниях придает силу.

•        Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.

•        Чем больше «балласта», тем труднее становится общение.

Литература.

  1. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Журнал «Справочник педагога-психолога» №2, 2013г.
  7. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагоговв общениии взаимодействии с родителями....

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями

В системе детский сад-семья используются трдиционные и не традиционные формы работы...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...