Родительское собрание на тему: «Почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться?»
консультация на тему

      Откуда в речи вашего малыша вдруг появляются нехорошие слова? На самом деле источников, из которых дети черпают эти самые слова и выражения, великое множество:  ребята во дворе, в детском саду, взрослые фильмы, телепередачи и даже мультики. И, конечно, большую роль играет семья. Ведь в минуты гнева и раздражения взрослые не слишком контролируют свою речь, а ребенок впитывает  все как губка и впоследствии применяет на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Почему ребенок начинает сквернословить и

как от этого избавиться?»

      Откуда в речи вашего малыша вдруг появляются нехорошие слова? На самом деле источников, из которых дети черпают эти самые слова и выражения, великое множество:  ребята во дворе, в детском саду, взрослые фильмы, телепередачи и даже мультики. И, конечно, большую роль играет семья. Ведь в минуты гнева и раздражения взрослые не слишком контролируют свою речь, а ребенок впитывает  все как губка и впоследствии применяет на практике.

      Для того, чтобы бороться с этим злом, давайте разберемся, что можно отнести к «нехорошим словам»? В первую очередь, это сквернословие (нецензурные выражения), это ругательные и грубые слова (дрянь, сволочь, мерзавец, дерьмо и т.д.), это  слова, которые унижают и оскорбляют человека (кретин, болван, дурак и т.д.).  Жаргонные  или сленговые слова тоже засоряют речь ребенка, зачастую становясь словами - паразитами.

      В раннем детстве (примерно до 4-5 лет) ребенок чаще всего употребляет бранные слова неосознанно, не понимая, что это плохо. Он просто копирует поведение окружающих его людей, героев фильмов и телепередач. Даже если вас шокировали сказанные вашим малышом слова, постарайтесь отреагировать на них спокойно и в то же время твердо: «У нас в семье так не говорят, это некрасиво». При этом нужно предложить ребенку другой вариант сказанной им фразы, без использования нехороших слов.

      Начиная с 5-летнего возраста, у детей формируются нравственно-этические грани личности, появляется чувство вины за совершенные неблаговидные поступки. Для ребенка важно одобрение со стороны взрослых и, наоборот, осуждение каких-то его действий вызывает страх несоответствия общепринятым нормам поведения. Но, порой  догадываясь о том, что он говорит нехорошие слова,  ребенок намеренно произносит их, испытывая границы дозволенного.  Поэтому, иногда бывает достаточно строгого замечания со стороны родителей, и бранные слова больше не звучат в его речи. Если же сквернословить входит в привычку, необходимо выяснить причину такого поведения ребенка.

                                                        Ребенок - демонстрант

      Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как будто липнет все отрицательное. Ругань - зачастую нечто новое для ребенка. И потому интересное.

      Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне возможно. Принцип тут такой: с одной стороны, надо помогать ему нормально самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе.

А с другой — резко отрицательно реагировать на его «выкрутасы», в частности на ругательства.
   
Но вообще-то демонстративные дети больше всего не любят, когда их не замечают (или им кажется, что их не замечают). Значит, если ребенок будет сквернословить, надо сначала его предупредить, но если это не возымеет действия, то следует лишить малыша каких-либо благ, связанных с общением, например прогулок, поездок, похода в гости, чтения на ночь, совместной игры. Дети, привыкшие к эффективности своих демонстраций, усваивают этот урок не сразу. Скорее всего, потребуются несколько повторений. Главное, не давать слабины и не идти на уступки. Помните, ваше благородство оценено не будет. Демонстративный ребенок просто сделает вывод, что в следующий раз надо еще немножко поднажать — и родные, как миленькие, станут плясать под его дудку.
     
Ну а самая «тяжелая артиллерия» — это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать (естественно, объяснив ему причину своего поведения). В жизни же часто получается наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с ним как ни в чем не бывало, тем самым еще больше его раззадоривая. Необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. А то часто получается, что хорошее поведение демонстративного ребенка не бывает положительно подкреплено взрослыми, и тогда у него нет никакого стимула вести себя хорошо.
     
Когда же малыш ведет себя плохо, сквернословит, делает что-то назло, взрослые должны показать, что у них пропадает всякое желание иметь с ним дело. То есть два полюса — положительный и отрицательный — должны быть в этом случае разведены демонстративно - резко. Гораздо резче, чем с детьми, не отличающимися демонстративностью поведения.

                                                      Возбудимый ребенок

     
Еще сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми. Такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что зачастую они просто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача.

Иногда употребление ругательных слов малышом

бывает вызвано недостатком  любви со стороны взрослых.

      Ребенок пытается всеми доступными ему способами привлечь к себе интерес родителей, которые вечно заняты своей работой, бытовыми проблемами, личными взаимоотношениями и т.д.  Для него важно, чтобы близкие проявляли к нему больше внимания и заботы. В таких случаях достаточно уделять малышу чуть больше времени, вместе играть, читать книжки, гулять, разговаривать по душам, и привычка сквернословить исчезнет сама по себе.

      Еще одной причиной  сквернословия могут стать различные неудачи, в результате которых ребенок регулярно слышит критику в свой адрес, особенно если эта критика направлена не на поступки, а на личность ребенка. Например, ребенок  не собрал после игры свои игрушки, а мама, вместо того, чтобы осудить его поступок, направляет упрек против него самого, говоря, что он лентяй  и неряха. Или, помогая убирать со стола, малыш нечаянно разбивает чашку, на что слышит: «Какой ты безрукий! Ничего доверить тебе нельзя!»  Такие оценки со стороны взрослых ребенок воспринимает, как признание того, что его не любят, потому что он плохой. А раз так, то он и решает быть плохим во всех проявлениях. Страдая от недостатка уважения, малыш таким образом пытается восполнить этот недостаток  доступными для него способами. Чтобы справиться с нехорошими словами в такой ситуации, родителям стоит проявить терпение, постараться найти моменты, за которые можно похвалить ребенка, тем самым придав ему уверенность в себе. А отчитывая малыша за проступки, оценивайте только их, давая понять, что вы любите ребенка и заботитесь о его будущем.

      Слишком опекаемые родителями дети могут использовать грубые слова в качестве протеста против родительского диктата. Поэтому, насколько возможно, давайте ребенку возможность самому принимать некоторые решения. Например, пятилетний ребенок без вашей помощи еще не может переходить оживленную улицу, но выбрать, какую куртку он сегодня наденет или какую сказку ему почитать, он вполне может.  Не лишайте его самостоятельности, тогда и ему не придется прибегать к протестам.

      Бывают случаи, когда грубые слова в лексиконе ребенка появляются в результате желания быть похожим на кого-то, например, старшего брата, киногероя, уважаемого им человека.  Малыш отождествляет употребление ругательных слов с силой, смелостью, отвагой. В понимании ребенка, все, что делает его любимый герой – это хорошо. И чтобы казаться взрослее, увереннее в себе, многие дети начинают подражать своим кумирам. Постарайтесь ограничить малышу просмотр фильмов, где присутствуют сцены насилия, агрессии, где персонажи  не стесняются в выражениях своих эмоций. Объясните, что и у героев бывают свои недостатки, которые совсем не следует  копировать.

      Очень часто употребление ругательных слов встречается в детских коллективах – в детском саду, во дворе, в развивающих кружках, в спортивных секциях.  Особенно сложно бывает новичкам, ведь чтобы занять в сложившемся  коллективе определенное положение, ребенку приходится либо подстраиваться под всех остальных, либо выделиться чем-то особенным. Иногда сквернословие становится методом самоутверждения. Но, если  в семье малыша воспитывали правильно, то он и так уверенный в себе человечек, и не нуждается в особых доказательствах этого.

Как не надо.

      Многие родители на произнесенные бранные слова реагируют молчанием: я такого слова не знаю. Вот почему это плохо. У ребенка появляется непреодолимое желание узнать про это слово по - больше! Вы не объяснили, значит, теперь малыш будет узнавать у других источников - в детском саду, у друзей, у бабушки и дедушки, а потом и в школе, и, возможно, получит совсем неправильную информацию или же чего хуже его просто отругают, а он не поймет за что. Так что молчать - это не выход. Потребность в информации нужно удовлетворять!

Как с этим бороться?

      Если ребенок интересуется, почему люди говорят «плохие слова», скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение подходит в том случае, если услышал он это не от вас.  

      Если же ребенок поймал вас на «не хорошем» слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, будете стараться держать себя в руках. Проявите к ребёнку больше внимания, заботы. Дайте ему некоторую свободу, снимите ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в семье, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия.

Часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций и привлечения к себе внимания. Научите ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе). Таким образом, вы не только решаете проблему употребления бранных слов, но и приучаете ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно.

      Ну и, конечно, не стоит забывать  о контроле за собственной речью, ведь ребенку бесполезно говорить о том, что нельзя произносить бранные слова, если сами родители ими частенько злоупотребляют.






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему ребенок начинает сквернословить и как от этого избавиться? Бабич Янина Анатольевна Педагог - психолог МБДОУ д/с № 17

Слайд 2

Источники ребята во дворе, в детском саду, взрослые фильмы, телепередачи и даже мультики. СЕМЬЯ

Слайд 3

«НЕХОРОШИЕ СЛОВА» сквернословие (нецензурные выражения); ругательные и грубые слова (дрянь, сволочь, мерзавец, дерьмо и т.д.); слова, которые унижают и оскорбляют человека (кретин, болван, дурак и т.д.); жаргонные или сленговые слова

Слайд 4

В раннем детстве (примерно до 4 лет) ребенок чаще всего употребляет бранные слова неосознанно, не понимая, что это плохо. Он просто копирует поведение окружающих его людей, героев фильмов и телепередач. Начиная с 4 – 5 летнего возраста у детей формируются нравственно-этические грани личности, появляется чувство вины за совершенные неблаговидные поступки. Для ребенка важно одобрение со стороны взрослых и, наоборот, осуждение каких-то его действий вызывает страх несоответствия общепринятым нормам поведения.

Слайд 5

Ребенок-демонстрант ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Возбудимый ребенок такие дети, войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Зачастую они просто НЕ МОГУТ сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача.

Слайд 6

Недостаток любви со стороны взрослых Ребенок пытается всеми доступными ему способами привлечь к себе интерес родителей, которые вечно заняты своей работой, бытовыми проблемами, личными взаимоотношениями и т.д.

Слайд 7

Неудачи ребенка ребенок регулярно слышит критику в свой адрес, особенно если эта критика направлена не на поступки, а на личность ребенка. Такие оценки со стороны взрослых ребенок воспринимает, как признание того, что его не любят, потому что он плохой.

Слайд 8

Протест против родительского диктата насколько возможно, давайте ребенку возможность самому принимать некоторые решения

Слайд 9

Желание быть похожим на кого-то Малыш отождествляет употребление ругательных слов с силой, смелостью, отвагой. В понимании ребенка, все, что делает его любимый герой – это хорошо. И чтобы казаться взрослее, увереннее в себе, многие дети начинают подражать своим кумирам.

Слайд 10

Детские коллективы В детском саду, во дворе, в развивающих кружках, в спортивных секциях. Особенно сложно бывает новичкам, сквернословие становится методом самоутверждения.

Слайд 11

Как с этим бороться? объясните: проявите к ребёнку больше внимания, заботы ; снимите ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту; создайте благоприятную атмосферу в семье; помогите добиться успеха в какой-либо сфере деятельности; научите ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе); контролируйте собственную речь.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?»

Родительское  собрание на тему: «ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ?» ЦЕЛЬ: привлечь внимание родителей к обсуждению данной проблемы с различных точек зрения, детализация проблемы и возможные пути её решения.ФОРМА ПРОВ...

Родительское собрание на тему: «Почему хорошо играющий ребёнок успешен в школе?»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Формировать понятие родителей о возможности игры как средства д...

Выступление на родительском собрании на тему: "Почему дети попадают в ДТП?"

Статистика по ДТП с детьми звучит весьма неутешительно: ежедневно на дорогах нашей страны получают травмы ее маленькие жители.......

Родительское собрание на тему: «Почему умеющий играть ребёнок, успешен в школе?»

сценарий родительского собрания для родителей подготовительной группы на тему "почему умеющий играть ребенок успешен в школе?"...

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"

Родительское собрание на тему: "Успешный ребенок - тактика родительской поддержки"...

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи»

Родительское собрание на тему «Финансовая грамотность начинается с семьи» «Нажить много денег - храбрость;сохранить их – мудрость,а умело расходовать - искусство».Бе...