Родительское собрание в средней группе «Любознательные «почемучки». Ребенок 5 - го года жизни».
консультация (средняя группа) по теме

Родительское собрание в средней группе «Любознательные «почемучки». Ребенок 5 - го года жизни».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 17 «Здоровячок»

Родительское собрание в средней группе

«Любознательные «почемучки».                                                            Ребенок 5 - го года жизни».

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                            педагог – психолог

                                                                                                 Бабич Я. А.

1. Психологический настрой родителей:

      Уважаемые родители, чтобы настроиться на совместную работу, я предлагаю вам поиграть в детскую игру. Если вы согласны с моим высказыванием, то крикните «да», в противном случае - «нет». Крикните громко и хором, друзья

- Деток своих все вы любите? (да)

- С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

- Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)

- Дайте мне тогда ответ Помочь, откажитесь нам? (нет)

- Последнее спрошу вас я Активными все будем? (да) Замечательно! Молодцы!

Возрастные особенности детей 4—5 лет

 

      Возраст детей 4-5 лет называют средний дошкольный возраст. Возросли их физические возможности: движения  стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

      Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

      Позитивные  изменения  наблюдаются  в  развитии  моторики.  Дошкольники лучше удерживают  равновесие,  перешагивая  через  небольшие  преграды, нанизывает  бусины  (20 шт.)  средней  величины  (или  пуговицы)  на  толстую леску.

        В  4-5  лет  у  детей  совершенствуются  культурно-гигиенические  навыки  (хорошо освоен  алгоритм  умывания,  одевания,  приема  пищи):  они  аккуратны  во  время еды,  умеют  правильно  надевать обувь,  убирают  на  место   свою  одежду, игрушки,  книги.  В  элементарном   самообслуживании  (одевание,  раздевание, умывание  и  др.)  проявляется  самостоятельность  ребенка.

 

Развитие личности. Личностные особенности

      Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.

      Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Дети 4—5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

      У  детей  формируется потребность  в  уважении  со  стороны  взрослого,   для  них  оказывается чрезвычайно  важной  его  похвала.  Очень чувствительны к критике и похвале. Эмоционально переживают оценку своей деятельности и своих поступков (основа самооценки и самокритики). Это  приводит  к  их  повышенной обидчивости  на  замечания.  Взрослые должны быть терпеливы, доброжелательны и готовы прийти на помощь, отметить достоинства каждого ребёнка.

      Совершенствуется  умение  пользоваться установленными формами    вежливого  обращения.

      Волевое усилие не длительно, принцип «надо» ещё недостаточно развит. Нет удержания мотива, последовательности действий. Может ставить цели и добиваться их, но нет ещё навыков планирования деятельности (что я сделаю сначала, что и как нужно подготовить к работе и т.д.). Для этого необходима направляющая и контролирующая помощь взрослого.

      Любят совместный труд со взрослыми, но не более 10 минут. Интересует сам процесс труда, а не результат.

      Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитывать следующее.

      Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

      Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослому: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

      Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

      На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Сверстник становится интересен как партнёр для игр, появляются первые друзья.

     Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференци-рованный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что взрослый делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать.

Именно к пяти годам. Появляются многочисленные жалобы-заявления детей  ко взрослым о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Воспитатель или родитель иногда расценивает такие жалобы ребенка как "ябедничество" и отрицательно к ним относится. Между тем эти "заявления" всего

лишь стремление получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также желание услышать от взрослых дополнительные разъяснения по поводу

"границ" действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.

      У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре.

      Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Появляются новые темы для игры, появляется отражение в игре всех представлений, знаний, жизненного опыта. Появляются групповые игры на основе личностных симпатий (группы по 2-5 человек). Продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин. К хорошо играющим детям тянутся другие. В игре формируются нравственные категории «добра и зла», «хорошо-плохо». Появление любимых ролей.

      Стремление играть вместе есть, но нет ещё достаточного умения договариваться,

уступать, отказываться от своих желаний, так как всё ещё несколько ЭГОЦЕНТРИЧНЫ (каждый говорит и настаивает на своём). Необходима помощь взрослого, чтобы найти компромисс, дать понять чего хочет партнёр по игре. С целью формирования навыков игры нужно объединять детей в небольшие группы, учить их

согласовывать свои действия с действиями партнёров, подчинять свои действия достижению общих целей игры, помогать друг другу.  

      Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности. У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. Поэтому чтобы научить детей 4—5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.

      Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

     

Развитие психических процессов

      В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно- следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Дети оказываются способными назвать форму на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

      Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простыне схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. 

      Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

      Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ребенок пятого года жизни Возрастные особенности ПОДГОТОВИЛА: Педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ д/с № 17 Бабич Янина Анатольевна

Слайд 2

Физиологические особенности Возросли физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Увидев перевозбуждение ребенка необходимо переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться. Позитивные изменения в развитии моторики (спускается вниз по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку; скользит на двух ногах)

Слайд 3

Уровень развития мелкой моторики (срисовывает квадрат, треугольник, рисует человека: туловище, голову, руки, ноги; застегивает пуговицы, завязывает бант, владеет шнуровкой) Совершенствуются культурно-гигиенические навыки (хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи): они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги.

Слайд 4

Личностные особенности Повышенная эмоциональность, жизнерадостность Инициативность, стремятся к самостоятельности Очень чувствительны к критике и похвале

Слайд 5

Волевое усилие не длительно, принцип «надо» ещё недостаточно развит Может ставить цели и добиваться их, но нет ещё навыков планирования деятельности (что я сделаю сначала, что и как нужно подготовить к работе и т.д.). Любят совместный труд со взрослыми, но не более 10 минут Интересует сам процесс труда, а не результат

Слайд 6

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4 - 5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Во-вторых, в этот период возникают и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослому: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?»

Слайд 7

Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает: с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Слайд 8

Общение со сверстниками Общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Сверстник становится интересен как партнёр для игр, появляются первые друзья. Отношение к сверстникам носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Появляются многочисленные жалобы-заявления детей ко взрослым о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование («ябедничество») .

Слайд 9

Игра Появление новых тем для игры, отражение в игре всех представлений, знаний, жизненного опыта Появление групповых игр на основе личностных симпатий (группы по 2-5 человек). К хорошо играющим детям тянутся другие Ещё есть «игра рядом» Возрастает интерес к книге; эмоционально сопереживают героям В игре формируются нравственные категории «добра и зла», «хорошо-плохо» Появление любимых ролей

Слайд 10

Нет ещё достаточного умения договариваться, уступать, отказываться от своих желаний, ЭГОЦЕНТРИЧНЫ (каждый говорит и настаивает на своём). С целью формирования навыков игры нужно объединять детей в небольшие группы, учить их согласовывать свои действия с действиями партнёров, подчинять свои действия достижению общих целей игры, помогать друг другу.

Слайд 11

Формирование произвольности и норм поведения Начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами. Умеет довести начатое дело до конца. Начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций. Эмоциональность отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. Чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках.

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Тема нашей встречи "развитие речи детей пятого года жизни" важна и актуальна. Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. В связи с ...

Состоялся родительское собрание в средней группе№ 3 "Почемучки" на тему: "Особенности воспитания детей в средней группе". Провела:Азизова С.Г. 19.09.2017.

Родительское собрание в средней группе.    Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение пед...

Конспект выступления на родительском собрании на тему: "Особенности психического развития ребенка третьего года жизни"

Данный материал раскрывает особенности развития детей двух-трех летнего возраста....

Родительское собрание в средней группе "Развитие речи детей пятого года жизни"

Цель материала - знакомство родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;  привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Родительское собрание в средней группе "Возрастные особенности детей пятого года жизни"

Данный материал полезен воспитателем для проведения первого родительского собрания в средней группе. В нем представлены основные особенности развития детей пятого года жизни....

Родительское собрание в средней группе «Начало 2020-2021 учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»

Цель: моделирование перспектив взаимодействия на новый 2020-2021 учебный год.Задачи:Рассмотреть возрастные особенности детей 4-5 лет;Познакомить родителей с задачами и особенностями образова...

Родительское собрание в средней группе 8 «Медвежата» «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»

Родительское собрание в средней группе  8 «Медвежата»«Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»...