Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение хлеба в жизни человека»
консультация (старшая группа) на тему

Мухина Елена Васильевна

 «Хлеб - дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detey_st_o_hlebe.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

 
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение хлеба в жизни человека» Воспитатель: Мухина Е.В.

 «Хлеб- дар божий»,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед - коли хлеба нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска - а хлеба каравай - так и под елью рай». Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба в своей жизни. Почитание хлеба началось давно. Древние земледельцы были убеждены, что «не пашня родит хлеб, а небо» и называли хлеб «небесный»«божественный». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. Хлебом солью всегда встречали гостей дорогих, заезжего гостя. Этим они доказывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье. «Не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу. «Хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся«Чтоб мне хлеба не видать»«Хлеб – всему голова», - уверяют трудолюбивые крестьяне, которые всех ближе и вернее могут судить об этом: землю пашут, хлеб сеют, собирают, продают. Из пшеничной муки пекут разные сдобные булки, батоны, калачи, кексы, торты, пирожные и белый хлеб. Чтобы испечь булку хлеба надо потратить много труда, это очень трудоемкая работа.

Исторически так сложилось, что изделия из муки, получаемой вследствие перемола пшеничного зерна, стали неотъемлемым атрибутом любых русских (и не только русских, но и, как минимум, украинских и белорусских) застолий. Хлеб ели и с первым блюдм и со вторым. Если в доме не было никакой пищи, то хлеб должен был быть обязательно. В итоге вышло так, что хлеб стал цениться как самый главный продукт питания. Конечно, с точки зрения взрослого человека все вышесказанное представляет собой прописные истины, но чтобы и маленькие дети могли узнать о роли, значении и сакральном смысле хлебобулочных изделий в нашей культуре – как раз, и созданы стихи и рассказы о хлебе для детей.

Стихи о хлебе для детей следует начинать читать детям с раннего детства, приучая их к мысли о том, что хлеб – всему голова, самый центральный и ключевой продукт и славянской, и русской кухне. Какой основной смысл и содержание таких произведений? Прежде всего, стихи о хлебе для детей рассказывают о том, что представляет из себя хлеб, как он возникает, как рождается из зернышка, сколько любви и человеческого труда вкладывается в него. Помимо этого, стихотворения приучают детей любить хлеб – главную пищу русского человека, ценить его, не тратить понапрасну и уже тем более – не выкидывать. Отчасти они приучают детей к мысли о том, что хлеб священен, он – основа основ нашей культуры и традиции. Он появился у славянских народов еще в древнейшие времена и всегда сопровождал русского человека на всех вехах его исторического пути. Как считают китайцы, что просыпать даже мельчайшее зернышко риса – преступно, так и в нашей культуре даже крошки хлеба ценны, ведь они – составляющие хлеба. Хорошие стихи и рассказы о хлебе для детей могут даже носить патриотический характер, формировать самоидентичность ребенка со своим народом, нацией, традициями. Самые разные стихи и рассказы о хлебе для детей, в конечном счете, несут в себе единый главный смысл – они учат детей любить и уважать хлеб – продукт, для создания которого была потрачена масса сил и энергии, который тяжелым образом рождался из маленького зернышка, рос под солнцем нашей Родины, перемалывался в муку, пекся на хлебозаводах и привозился на магазинный прилавок.

Список произведений о хлебе для детей:

- Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб».

- Русские народные сказки«Колобок»«Колосок».

- М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

- Б. Алмазов «Горбушка».

- В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

- С. Я. Маршак «Птицы в пироге»«Пришла весна»«Сентябрь»,

- Ю. Крутогоров «Дождь из семян»

- Загадки о хлебе

- Считалки, пословицы, поговорки о хлебе.

Все эти произведения призывают дорожить хлебом, видя в нем не только еду, но и сакральный элемент культуры огромного народа

-Поиграйте с детьми в игру «Откуда хлеб пришёл».

(Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.)

- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

- А в магазин как попал? – Из пекарни.

- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

- Из чего? – Из муки.

- Из чего мука? – Из зерна.

- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

- Откуда пшеница? – Выросла в поле.

- Кто её посеял? – Колхозники.

Ребёнок должен знать значение слов:

- выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь;

Уметь подбирать родственные слова к слову хлеб.

- (Хлебницахлебныйхлебушекхлебороб);

Составлять предложение из «рассыпанных» слов.

Хлеб, печь, мука, из.

Изменять слово хлеб в контексте предложения:

- Я знаю пословицу о ….

- Мама купила пшеничный ….

- Дети едят суп с ….

- Ваня пошёл в магазин за ….

- Я не люблю есть суп без ….

- У меня нет дома ….

- Определять, на какую из геометрических фигур похожи хлебобулочные изделия.

- Уметь образовывать существительные с уменьшительными суффиксами:

хлеб – хлебушек, батон – батончик, баранка – бараночка, каравай – каравашек, пирог – пирожок, блин – блинчик, сухарь – сухарик.

Уметь подбирать признакихлеб (какой) - …., булка (какая) - ….

Уметь отгадывать загадки.

Уметь составлять рассказ «Откуда хлеб пришёл» по картинкам.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детейЧеловек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Роботы в жизни человека"

Сообщение детям знаний о роботах, их назначении. Конструирование роботов из разных видав конструкторов....

Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей, детей старшего дошкольного возраста "Как научить ребёнка рисовать человека".

Цели: Научить детей рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.Дать как можно больше заданий дошкольникам связанных с изображением человека.Задачи:Научить детей дошкольного возраста изоб...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Краткосрочный исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Музыкальные инструменты в жизни человека»

Этот материал может быть использован музыкальными руководителями, а также теми педагогами, у которых нет музыкальной подготовки....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Вода – основа жизни».

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Вода – основа жизни».Вода нужна всем и всегда. Вода имеет очень большое значение в жизни человека. Она необходима для ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Вода – основа жизни».

Консультация для родителей детей подготовительного дошкольного возраста «Вода – основа жизни».Вода нужна всем и всегда. Вода имеет очень большое значение в жизни человека. Она необхо...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Вода - основа жизни".

Вода нужна всем и всегда. Вода имеет очень большое значение в жизни человека. Она необходима для нормального течения физиологических процессов в организме. Человек на 60-70% состоит из воды. Вода дост...