Детские страхи
статья по теме

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

        

        Существует распространённое мнение, что человеческие эмоции разделяются на «хорошие» и «плохие», те, которые нужны человеку, и те, которые ему вредят. Соответственно первые надо у ребёнка развивать, а со вторыми – бороться.

        На самом деле это не так.  Любая эмоция, которую природа заложила в человека, изначально зачем-то нужна и, следовательно, является не только невредной, но и полезной, даже необходимой.

        «Плохо, если человек «застревает» в каком-либо чувстве, становится его рабом. Вот с такими ситуациями ребёнка необходимо учить бороться. Но бороться правильно, так, чтобы эта борьба не перешла в борьбу с самим собой.

        Все дети боятся. Они боятся и действительно опасных вещей: высоты, диких животных, потерять где-то в людном месте родителей,-и таких вещей, бояться которых на наш, взрослый, взгляд смешно и нелепо: пылесоса, грома, незнакомых людей, собственного одеяла и ещё много чего. Иногда даже странно, как ребёнок «придумал», что это может быть страшно.

        Если, стремясь показать ребёнку всю абсурдность его страхов, высмеивать его или стыдить, он может спрятать свой страх, загнав его глубоко в себя. Страх от этого, конечно, не перестанет мучить ребёнка, но ребёнок останется с ним наедине. Кроме того, к чувству страха прибавится ещё и чувство стыда, не менее мучительное.

        А между тем в самом по себе чувстве страха, действительно, нет ничего плохого. Страх – это действие инстинкта самосохранения, он призван делать человека внимательным и осторожным.

        И задача родителей – объяснить ребёнку, что страх – совершенно естественное ощущение, в котором к тому же масса положительного.

        Выслушайте очень внимательно рассказ ребёнка о том, что его так мучает. Обязательно признайте его право на страх, согласившись с тем, что то, чего он боится, действительно может быть опасно.

        Объясните, что страх – это его друг, который бережёт его от опасности … Если страх пришёл к тебе, нужно остановиться и подумать: а не ждёт ли меня действительно какая-то угроза?

        По-настоящему смелый человек – это не тот, кто не испытывает страха, а тот,  кто действует, несмотря на свой страх.

        Например, если ребёнок боится входить в тёмную комнат, согласитесь, что входить туда действительно страшно. Пофантазируйте вместе с ним, какие опасности могут его там ждать. Люди боятся неизведанного, и когда ребёнок посмотрит своему страху в лицо, проблема будет уже наполовину решена.

        Затем зайдите в комнату вместе и убедитесь, что никаких чудовищ там нет. Для пущей убедительности вы можете, «обследовав» сначала освещённую комнату, выключить свет и проверить, не появились ли чудовища теперь. Пусть это исследование будет волнующим и увлекательным.

        Но даже после такой убедительной демонстрации безопасности оставьте за ребёнком его право бояться.

        С серьёзным видом дайте ем трудное, но «здоровское» (на взрослом языке – богатое адреналином) задание: зайти в тёмную комнату и пробыть там в одиночестве пять минут. Не ставьте перед ребёнком задачу «не бояться», лучше посоветуйте ему помириться со своими страхами.

        И, конечно, после выполнения этого сложного задания выразите своё восхищение его смелостью. Не бойтесь переусердствовать с похвалами и восторгами, ведь малыш сегодня – победитель. Пусть же он насладится победой в полной мере!

        Вообще стремитесь всегда относиться к страхам ребёнка с уважением и воспринимать их серьёзно. Сделайте всё, чтобы страха в его жизни было как можно меньше.

        Например, если ребёнок по ночам боится теней, которые отбрасывает на стене личное движение, не поленитесь переставить кровать так, чтобы теней не было видно.

        Обсудите с ним те события, которые могут его напугать. Можете поиграть в своеобразную игру «А что, если…?»

        Что делать, если потеряешься? Если заблудишься? Если в доме случится пожар?

        Конечно, в процессе такой игры надо не нагнетать страх, а, наоборот, показывать ребёнку, что в любой, даже самой ужасной ситуации главное – не растеряться и искать выход из положения.

        Такое отношение к страхам ребёнка не только даст ем спокойствие и чувство защищённости, но и научит его в любой жизненной ситуации не сдаваться перед трудными обстоятельствами и не идти на поводу у своих эмоций, а искать конструктивное решение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...