"Особенные дети"
консультация на тему

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. За последние пять лет их стало на 9% больше.  А что прячется за этими сухими цифрами страшной статистики? За ними прячутся боль и слезы матерей, страдания детей и зачастую беспомощность медицины. Но все люди на Земле имеют право на полноценную жизнь!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennye_deti.docx72.1 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ.

Антуана де Сент-Экзюпери

«Если я чем-то не похож на тебя, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю!».

https://academy-prof.ru/img/news/20170529_1.jpg

Особенные дети… Таким термином принято называть детей, чье развитие сильно отличается от нормы. И от появления в семье особого ребенка не застрахована ни одна семья. Сейчас масс-медиа все чаще привлекают внимание общества к жизни людей с ограниченными возможностями. Раньше семьи с детьми, страдающими разного рода нарушениями, были во многом предоставлены сами себе, жили замкнутой жизнью, общаясь в основном с врачами. Во многом и сейчас происходит также, но ситуация все же сдвинулась с мертвой точки. Появились инклюзивные детские сады и школы, о проблемах семей, имеющих особенных детей, снимают телепередачи и художественные фильмы. Появляются волонтеры и фонды, работающие с такими семьями. Да и общество постепенно пересматривает свое ханжески-стыдливое отношение к ним.

В нашей стране недавно появилось новое понятие инклюзивное образование. 

В законе об образовании дано следующее определение – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).

Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями.

Большинство родителей не могут однозначно ответить «за» или «против» они инклюзивного воспитания и образования. Многие задают вопросы:

1.  «Я не уверен в том, что мой ребенок сможет принять особенного ребенка. Как объяснить своему ребенку, что это особенный ребенок?».

Дело в том, что дошкольный возраст - это как раз тот период, когда дети не придают значения физическим и психическим недостаткам друг друга.  Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним дружить и играть.  Я хотела бы вам предложить побыть в роли детей и поиграть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас Вам нужно будет бросать друг другу мяч, но говорить вслух, кому вы хотите бросить, нельзя. Вы можете только взглядом дать понять человеку, что именно ему вы хотите бросить мяч (поиграли).

Скажите, пожалуйста, во время игры вы заметили какую-нибудь разницу между друг другом? Почему? (Ответы). Потому что вы были Вы были увлечены игрой. Точно также и дети. В процессе игры, труда, наблюдений, опытов дети увлечены действием. Поэтому они не замечают особенности других детей. Им просто вместе интересно.

2. «Я боюсь, что может возникнуть конфликт между моим ребенком и особенным. Боюсь, что мой ребенок может обидеть его, и у меня будет чувство вины по отношению к родителям этого ребенка и самому ребенку. Потому что, когда происходит конфликт между обычными детьми, мы можем сказать: «сами разберетесь», а с таким ребенком так себя вести нельзя». Либо моего ребенка данный ребенок обижает.

Да, конечно. Но согласитесь, что и между обычными детьми могут возникнуть конфликты, однако мы этих конфликтов не боимся. Ведь именно конфликты учат ребенка взаимодействию с другими. Мы, как родители, должны научить детей договариваться, избегать конфликтов и решать их самостоятельно, а также говорить друг другу приятные добрые слова.

Глядя на вас, и ваши дети будут стараться относится с уважением друг к другу, проявлять сопереживание и милосердие, использовать в речи только добрые теплые слова. Дети импульсивны, мы на зацикливаемся на ребенке. Не вешаем на ребенка ярлык. Да он поступил, плохо. Он хороший, но поступки его плохи. Оцениваем всегда не ребенка, какой он плохой, а поступок.

3. «Теоретически я не против, если в нашей группе будет ребенок СОП, но мне не понятно, как будет осуществляться процесс воспитания обучения, не будет ли воспитатель больше занят этим ребенком, а наши дети останутся без должного внимания».

Воспитатель найдет индивидуальный подход к данному ребенку, найдет способ, как включить его в совместную деятельность с другими детьми. И, в то же время, остальные дети не останутся без внимания, также будут включены в образовательный процесс.

Положительные моменты, для обычных детей, которые возникнут в процессе общения с особенными детьми:

  • Здоровый ребёнок станет добрее;
  • Здоровый ребёнок научится помогать другим;
  • Здоровый ребёнок получит опыт сочувствия, сострадания;
  • Здоровый ребёнок научится быть терпимым;
  • Это сблизит педагогов и детей;
  • Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества.

12 фраз, которые нельзя говорить мамам и папам особенных детей. Внимательно прочитайте и запомните их.

"Мне жаль"

Рождение ребенка с особыми потребностями – не трагедия, и вы не должны выражать сожаление по этому поводу. Мой сын жив, здоров, и счастлив. Вы не извиняетесь перед другими родителями за существование их детей, так что не делайте это перед родителями детей с особыми потребностями.

"Вам, наверное, очень сложно воспитывать вашего сына. Даже представить себе не могу, как вы это делаете"

Воспитание любого ребенка трудно, но когда мы подписываемся на воспитание детей, каждый из нас, не зависимо от того, кто его ребенок, должен быть готов к взлетам и падениям, уходу, подростковым годам и всему остальному. Как я это делаю? Как и любой другой родитель.

"Я восхищаюсь тем, что вы заботитесь о ребенке с особыми потребностями"

Не нужно мною восхищаться; я просто мама, которая делает все, что может, и я не была выбрана для этой работы. Говорить родителям детей с особыми потребностями, что они удивительны, означает укреплять идею, что состояние их ребенка является трагедией, что только «супер» родители могут справиться.

"Это так ужасно, что вам пришлось всю свою жизнь посвятить уходу за ребенком"

Я не посвятила всю свою жизнь заботе о ребенке. Как и многие другие родители детей с особыми потребностями, я все еще работаю, делаю то, что я люблю, путешествую, провожу время вместе с друзьями и строю планы на будущее.

"А вы не пробовали лечиться?"

Когда моему сыну только поставили диагноз (аутизм), я читала истории об «исцелении» и искала лекарство. Но, в конце концов, я усвоила, что аутизм означает другую нервную систему. Как и церебральный паралич, синдром Дауна и другие особые потребности, аутизм является частью ребенка – не болезни, чтобы ее вылечить.

"Это пройдет. Ваш ребенок «поправиться», когда станет старше"

Мой сын не собирается «выздоравливать» от аутизма, потому что аутизм является способом работы его мозга. Конечно, с возрастом он будет меняться, но идея, что он «поправиться» является ошибочной и усиливает его состояние как болезнь, а не отличие.

"Он выглядит нормально. Вы уверены, что у него есть особые потребности?"

Хотя мой сын не выглядит инвалидом (он не в инвалидной коляске и не имеет других видимых маркеров нетрудоспособности), он все равно является ребенком с особыми потребностями. У многих детей «невидимая инвалидность», и они не должны доказывать, что она есть просто потому, что мир не может ее видеть.

"У вашего ребенка не будет истерик, если вы дисциплинируете его"

Есть огромная разница между истерикой с целью получить что-то и кризисом у детей с особыми потребностями. Эти кризисы вызваны сенсорной перегрузкой, неспособностью общаться и многими другими причинами, и они качественно отличаются от обычных истерик.

"Использование оскорбительных или унизительных слов"

Как сказал один адвокат: «Метафоры об инвалидности изобилуют в нашей культуре, и они существуют практически исключительно как ругательства. Вы видите что-то неправильное? Сравните это с физической или психической инвалидностью: парализованный, хромой, калека, шизофреник, больной. Хотите оскорбить? Бесконечные слова: глухой, немой, идиот, сумасшедший, безумный, тормоз, лунатик, псих». Теперь понимаете, почему я не хочу слышать о «сумасшедших» вещах, которые вы делали в прошлые выходные или какой «идиот» ваш босс?

"Ничего не говорите, но рассматриваете"

Наши дети не экспонаты в зоопарке. Они такие же люди, как и вы, и заслуживают уважения. Пожалуйста, не глазейте, если мой сын устраивает истерику на публике или, если вы видите ребенка, который выглядит иначе, находится в инвалидной коляске или передвигается при помощи медицинской опоры.

"Вы должны поделиться деталями о проблемах вашего сына, чтобы помочь другим родителям"

Я все время беспокоюсь о защите частной жизни моего сына. Дети с особыми потребностями – не экспонаты, чтобы таращить на них глаза, их сложные испытания, детали личной гигиены и посещения туалета, и другие подобные вещи не для публики, независимо от того, насколько «полезными» они могли бы быть.

"Вам, наверное, страшно за будущее вашего ребенка. Вы слышали, что..."

Конечно, я беспокоюсь о будущем моего ребенка, как и каждый родитель, которого я знаю. Рассказывая мне истории о взрослых с особыми потребностями, которые подвергаются жестокому обращению, насилию или чему-то еще похуже, не помогают облегчить эти страхи. Давайте работать вместе, чтобы построить лучшее будущее.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Итак, что вы можете сказать родителю ребенка с особыми потребностями? Просто.

Спросите нас: «Как вы?»

Или скажите нам: «Я хотела бы узнать о том, какие позитивные вещи ваш ребенок делает в последнее время».

Или просто сказать: «Я здесь, я могу помочь?»

Эти слова дорогого стоят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...