Развитие мелкой моторики
консультация на тему

Кулеш Ирина Николаевна

"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" Л.С.Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Исследования М.Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев -говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – не говорящие. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, устранению тех или иных речевых нарушений. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. ( Сорока-ворона, коза рогатая…) В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, играть с замками на одежде, шнуровать ботинки, завязывать бантики на шнурках и т. д.

1.Пальчиковые гимнастики и пальчиковые игры ( показать родителям пособия с играми, потешками и стишками со звуками).

2. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, пуговицы, бусины, крупы и др.) (Показать игры с бусами + выложить ритмический ряд; показать игры с прищепками, пальчиковые бассейны, шнуровки).

3. Теневой, пальчиковый театр (Показать картотеку, деревянный пальчиковый театр).

4. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (пособия по развитию графо-моторных навыков), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом). Показать. (Пособие Воробьёвой Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму)

5. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

 6. Выкладывание фигур из счетных палочек, постройка «колодца», (Родители выкладывают из палочек фигуры).

 7. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

 8. Лепка, аппликации.

9. Дела домашние: завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, пазлы, кубики; разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: – игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях; – постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться. Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

 Список используемой литературы:

1. Кольцова М. М. « Ребенок учится говорить», М. « Сов. Россия» ,1973г.

2. Анищенкова Е. С. « Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г.

З. Лыкова И. « Изодеятельность в детском саду», Москва, «ТЦ Сфера», 2004 г.

 4.Картуша М. Ю. «Логоритмика для малышей», Москва, «ТЦ Сфера», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...