Программа тренинга с родителями «Мы вместе».
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Макарова Людмила Ивановна

Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий для родителей, направленное на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребёнком раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_treninga_s_roditelyami_makarova_l.i.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга с родителями «Мы вместе».

Цель: развить навыки сотрудничества и партнёрства при взаимодействии родителя с ребёнком.

Задачи: 

1.Расширение возможностей понимания своего ребенка;

2.Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

4.Активизация коммуникаций в семье.

Тематическое планирование коррекционно – развивающих

занятий для родителей, направленное на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребёнком раннего возраста.

Названия занятия

Форма  проведения занятия

На что направлено занятие

1

Знакомство  Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей.

Дискуссия  

Данное         занятие направлено на важность понимания себя самого и понимания         своего ребенка.

2

Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях

восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения         и         т.         д. Приобретение         навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Дискуссия

(домашнее задание);

Семинар         - практикум

 

Данное занятие направлено на заинтересованность в делах и планах ребёнка.

3

«Язык принятия» и

«язык непринятия»

Цели: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и

непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия». 

Дискуссия

(домашнее задание);

Семинар         - практикум

 

Данное занятие направлено на заинтересованность в делах и планах ребёнка.

4

Стили взаимодействия между ребенком и

Семинар         -

практикум

Данное занятие направлено на

родителями, их причины и последствия. Цель: Знакомство со стилями взаимодействия, выработка умения анализировать свое поведение. 

положительное взаимодействие родителя и ребёнка.

5

Поощрение и наказание  Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.  

Дискуссия

Данное         занятие направлено на принятие индивидуальности ребёнка.

6

Права ребёнка и права родителя.

Цель: обсудить права ребенка и права родителя в семье. 

Практикум

Данное занятие направлено на доверие к ребёнку и на сотрудничество с ним.

7

Играем вместе.

Цель: помочь родителям осознать особенности и потребности ребенка раннего возраста; подвести к осознанию важности и значимости игры для развития ребенка.

Дискуссия

Мини         -

лекция

Данное         занятие направлено на важность и значимость         игры         для развития ребёнка раннего возраста.

8

Итоговое.

Цель: обсуждение

семейных         заповедей, получение обратной связи от участников         тренинга, завершение         работы         в группе.

Дискуссия

Данное         занятие направлено на важность понимания         себя         как родителя.

 

Таким образом, моя работа, направленная на установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, дала положительные результаты, так как каждое занятие корекционно – развивающей программы было направлено на формирование характерных черт более благоприятного типа родительского отношения.  

Приложение

Программа предусматривала консультации педагога-психолога с родителями детей раннего возраста, формирование положительных детскородительских отношений и совершенствование навыков общения. 

Цель: развить навыки сотрудничества и партнёрства при взаимодействии родителя с ребёнком.

Задачи: 

1.Расширение возможностей понимания своего ребенка;

2.Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

3.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

4.Активизация коммуникаций в семье.

В системе детско -  родительских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком.  

Условия проведения: Занятия проводятся 1-2 раза в неделю – всего 8 занятий.  

Форма проведения занятий – дискуссии, семинары- практикумы, мини – лекции, практикумы.  

Планируемый результат: Участвуя, в занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию с ребёнком, обучаются навыкам сотрудничества со своим ребенком. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки, способствует более глубоким и стойким изменениям.

Предварительная работа:

В начале с родителями необходимо провести собеседование или вводное занятие, на котором обсуждаются основные принципы коррекционно – развивающей работы, обговариваются некоторые дополнительные условия, необходимые материалы.

Предварительная работа знакомства позволяет активизировать родителей, а иногда и задаёт общий ритм в дальнейшей работе. Не следует недооценивать важность данного этапа.

Методы и приемы программы: дидактические игры и упражнения; проблемные и игровые ситуации; лекции, беседы; рефлексия; самодиагностика; релаксационные технологии. 

Правила работы:  

1.Каждый родитель работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает на занятия.

2.Информация о происходящем в группе не должна выноситься за её пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.

3.Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5.Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6.Недопустимо делать кому – либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

Обсуждения.

Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий. Такие вопросы, как «Что вы думаете по поводу данного упражнения?», «Что оказалось сложным?», «Что вы чувствуете?», «Как вы можете это использовать в своей жизни?» и др., позволяют осмыслить происходящее, связать получаемый опыт с реальным миром.  

Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга:

1.Осознание принадлежности к группе позволяет человеку почувствовать, что он не один со своими проблемами.

2.Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.

3.Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.

4.В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.

5.Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.

После завершения работы тренинговой группы проводится повторная диагностика предметной деятельности с целью отследить эффективность работы и предоставить возможность родителям ещё раз осознать происшедшие изменения и приобретенный ими опыт.

Структура занятий: 

  1. Приветствие;
  2. Основная часть;
  3. Рефлексия;
  4. Домашнее задание для родителей.

Занятие 1. Знакомство

Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей.  

Содержание занятия 

  1. Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми — признание личности ребенка и стремление к сотрудничеству.
  2. Процедура знакомства: участники представляются.
  3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому-то признаку.
  4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов в таблице. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вопрос

Ответ родителя

Ответ за ребёнка

Ответ ребенка (домашнее задание)

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

Вот примерный перечень вопросов для детей и их родителей.

  • Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
  • Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
  • Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
  • Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о...

Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т. д. назывались в группе чаще всего.

  1. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал.  Занятие 2. Мир детский и мир взрослый

Цели. Осознание разницы между «миром ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т. д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Содержание занятия

  1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.
  2. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу.
  3. Информационная часть. Ведущий объясняет причины разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. д.  

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

  1. «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Если для «погружения» используется принцип визуализации, которая обычно проводится с закрытыми глазами, то тогда должна быть только одна ситуация. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций.

Вот примерный текст такого «погружения», составленного по принципу визуализации. Для его проведения можно использовать релаксационную музыку.

Погружение в детство. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, далее представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

 А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза. В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание по мери, хотя и мгновенной, близкого человека.  

Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

7. Домашнее задание. Заполнить таблицу.

Что меня огорчает в моем ребенке?

Что меня радует в моем ребенке?

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Занятие 3. «Язык принятия» и «язык непринятия» Цели: знакомство с понятием «принятие» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».

Содержание занятия

  1. Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и сказать комплимент другому.
  2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания «Что меня радует и что огорчает в моем ребенке». Каждый участник рассказывает о содержании таблицы. Ведущий задает вопрос родителям о том, какую часть таблицы им было труднее заполнить, где у них получилось больше записей. Если кто-то из родителей не выполнил домашнее задание, следует еще раз подчеркнуть особую важность ведения дневника.

В ходе дискуссии, возможно, кто-то из родителей захочет поделиться собственным опытом или дать советы другому. Однако не следует затягивать дискуссию.

Можно предложить родителям в ответ на советы других не вступать в полемику, а отвечать по форме «спасибо, я подумаю». Ведущий также обращает внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы, на то, что продолжением достоинства ребенка часто являются его недостатки.

  1. Информационная часть. Ведущий рассказывает о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и личностных качеств ребенка зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Совместно с родителями находятся те факторы, от которых зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка. Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», говорит о том, что означают: оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»); временный язык («Сегодня у тебя это задание не

получилось») и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует»); невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия», к составлению списка надо привлекать всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?» Ниже приведены результаты таких изысканий:  

«Язык принятия» 

«Язык непринятия» 

Оценка поступка, а не личности

Похвала

Комплимент

Временный язык

Ласковые слова

Поддержка

Выражение заинтересованности

Сравнение с самим собой

Одобрение

Согласие

Позитивные телесные контакты

Улыбка

Контакт глаз

Доброжелательные интонации

Эмоциональное присоединение

Поощрение

Выражение своих чувств

Отражение чувств ребенка

Отказ от объяснений

Негативная оценка личности

Сравнение не в лучшую сторону

Постоянный язык

Указание на несоответствие родительским ожиданиям

Игнорирование

Команды

Приказы

Подчеркивание неудачи

Оскорбление

Угроза

Наказание

«Жесткая» мимика

Угрожающие позы

Негативные интонации

 

В таблицу попали вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) проявления «языка принятия» и «языка непринятия». Мы знаем, что от невербального оформления нашей речи зависит то, как воспринимаются наши слова другими людьми. На наших занятиях родители отмечали, как легко формулируются фразы на «языке непринятия» («ну просто

соскальзывают с пера») и сколько усилий, творческих поисков требуется, чтобы сформулировать фразу на «языке принятия», особенно если эта фраза выражает не простое согласие и одобрение, а несет на себе элементы несогласия и воспитательного смысла.

  1. Ведущий предлагает группе поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Для этого нужно заполнить таблицу:

Фраза ребенка

Ответ на «языке непринятия»

Ответ на «языке принятия»

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 

Далее ведущий предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а ведущий записывает ответную фразу сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». После того как фразы записаны и родители заполнили обе части таблицы, тренер просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители отвечают ему сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия».  

После того как родитель побывал в роли ребенка, ведущий предлагает ему поделиться теми впечатлениями, которые у него возникали.  

В ходе выполнения этого упражнения важно акцентировать внимание родителей на том, что между согласием и принятием есть различия. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь с другим человеком; гораздо труднее, не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что вы принимаете его личность, считаетесь с ним, хотя и обладаете другой точкой зрения.

  1. Домашнее задание.

Проанализировать дома на практике фразы ребёнка и как родитель отреагирует на эту фразу.

 

 

Занятие 4. Стили взаимодействия между ребенком и родителями, их причины и последствия.

Цель: Знакомство со стилями взаимодействия, выработка умения анализировать свое поведение.

  1. Приветствие. Участники приветствуют друг друга без помощи слов: жестами, мимикой. Один человек показывает приветствие, другие его повторяют вслед за ним.  
  2. Информирование о стилях взаимодействия.  

Заботливый: мягкий, поддерживающий, заботливый. Поддерживает человека в удовлетворении своих потребностей. Предлагает помощь. Дает разрешение быть успешным.

 Потворствующий: выглядит поддерживающим, но провоцирует зависимость. Предполагает, что человек потерпит неудачу, отвергает.  

Структурирующий: устанавливает границы, защищает, действует уверенно, требует выполнения, защищает мораль и традиции. Показывает, как добиться успеха.

 Критикующий: высмеивает, унижает, показывает, каким способом потерпеть неудачу, отвергает.  

Игнорирующий: не обращает внимание на другого, высказывает равнодушие.

 4. Проигрывание ситуаций по готовым образцам реплик:

Ситуация: Ребенок говорит маме: «Я хочу кушать».

 Потворствующий: «Я сейчас приготовлю, но я уверена, что ты не голоден».  

Критикующий: «Ты недавно ел творог. Уже проголодался? Ничего не буду готовить».  

Структурирующий: «Хорошо. Я приготовлю, и мы поедим, когда подойдёт время обеда». 

Заботливый: «Конечно, я сейчас тебя покормлю». 

Игнорирующий: «Я работаю, отстань от меня. Закончу и покормлю».

Этапы проигрывания ситуации:

  1. Проигрывание. «Родитель» проигрывает ситуацию, основываясь на той реплике, которая была им дана.  
  2. Рефлексия (какие чувства были у обоих участников).
  3. Обсуждение в группе положительных и отрицательных сторон каждого стиля воспитания.  

5. Домашнее задание: проанализировать стили взаимодействия на практике со своим ребенком.  

Занятие 5. Поощрение и наказание  

Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.  

  1. Приветствие. Предлагается поздороваться по кругу, продолжив фразу: «Здравствуйте, сегодня хороший день, потому что…»
  2. Работа в малых группах (дискуссия).
  1. этап: предлагается перечислить на листе ватмана все возможные формы поощрения и наказания, продумать возможные последствия каждого из методов.  
  2. этап: результаты обсуждаются в минигруппах, затем – в общем круге.  
  3. этап: каждому предлагается высказаться по кругу насчет того, можно ли выделить общие правила поощрения – наказания.  
  4. этап: тренер предлагает таблицу общих правил: Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь).  

Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.  

Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

 3.  Домашнее задание: Проанализировать, какие поощрения и наказания родители используют в течение недели.

Занятие 6. Права ребёнка и права родителя.

Цель: обсудить права ребенка и права родителя в семье.

1.Приветствие. Дается задание в течение одной минуты поздороваться за руку и сказать несколько слов как можно большему количеству народа, желательно всем.

2.Упражнение «Поддерживающий и критикующий родитель».  

Вся группа разбивается на тройки. Внутри каждой подгруппы распределяются номера: первый, второй, третий. Далее в соответствии с номерами распределяются роли: первые номера – «ребенок», вторые номера – «поддерживающий родитель», третьи номера – «критикующий родитель». Перед «ребенком» стоит задача – выполнить какое-либо трудное дело. Ребенок сообщает свою цель и далее молчит, и слушает. «Поддерживающий родитель» дает позитивные высказывания, подчеркивает, что ребенок с делом справится и почему. «Критикующий родитель» обращает внимание на то, что может помешать ребенку это задание выполнить (отсутствие старания, способности, желания и т.д.). Через каждые 3 минуты происходит смена ролей, пока каждый не побывает в роли ребенка. После выполнения упражнения проводится всеобщее обсуждение: в какой роли было легче всего? Что чувствовали, когда были в различных ролях?

3. Упражнение «Права ребенка. Права родителей». Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу.

 Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место. Необходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребенка или вспомнить себя в детстве.

3.Домашнее задание. Найти и познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка.

Занятие 7. Играем вместе.

Цель: помочь родителям осознать особенности и потребности ребенка раннего возраста; подвести к осознанию важности и значимости игры для развития ребенка.

1.Приветствие.

По кругу, передавая мягкую игрушку, представиться, кратко рассказать о себе, сделать комплимент соседу и передать ему игрушку.

2.Информационная часть. «Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет», какие черты характера преобладают, как справляются родители, какие методы применяют.

В 3 года формируются характер, свое индивидуальное отношение к миру, складывается определенное отношение к себе. Этот возраст характеризуется как трудный. В чем трудность? Ребенок начинает отделять себя от близких взрослых, проявляет строптивость, непослушание. Кризис может длиться от 2 месяцев до 2-х лет. С одной стороны, ребенок хочет быть самостоятельным, с другой стороны не хватает опыта и умений. Отсюда выход – противопоставление себя взрослым, упрямство, желание, чтобы с ним считались. От того, как будут вести себя взрослые в этот период, зависит развитие ребенка после этого кризиса. Возможны 2 варианта:

-если взрослый позитивно оценивал личность ребенка, тактично указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами.

-если взрослый стремится добиться подчинения, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его, доверительных отношений не будет.

Вывод: все зависит от взрослых, их понимания и терпения.

Памятка родителям от ребенка

НЕ балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне всё, что я прошу. Я просто испытываю вас!

НЕ бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.

НЕ полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

НЕ будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорно пытаться во всех случаях оставлять последнее слово за собой.

НЕ давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это подрывает мою веру в вас!

НЕ заставляйте меня чувствовать себя младше, чем есть на самом деле.

НЕ делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать сам.

3. Беседа «Зачем нужна игра?» (высказывания родителей по очереди) 4. Мини-лекция «Роль игры в развитии ребенка»

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются его естественным состоянием, потребностью детского организма. Главное преимущество игры в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности и формируется личность ребенка. Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию мышления, воображения, речи. А дети с развитым мышлением, воображением,         памятью         успешнее         учатся,         лучше         ориентируются         в нестандартных ситуациях. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей. Игра обладает психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может избавиться от негативных эмоций. Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы. Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей.  

5. Ситуация: вы пришли в магазин выбирать игрушки. Какие игрушки Вы бы купили, какие нет и почему?

Вывод: когда выбираете игрушку, учитывайте момент:

- чему научит и что разовьет

-ребенок вживается в образ игрушки, поэтому она должна вызывать позитивные эмоции

-должна соответствовать представлениям о красоте, поэтому важен внешний вид игрушки.

6. Раздать перечень развивающих игрушек и игр для детей 2-5 лет. Прочитать. Конечно, невозможно все это иметь сразу дома. Но даже обыкновенная палка может стать незаменимым развивающим материалом, если к игре присоединится родитель.

Примерный перечень развивающих игрушек и игр для детей раннего возраста:

-Пазлы или разрезные картинки

-Кубики с рисунками, узором

-Конструкторы «Лего»

-Детское лото «Животный мир», «Геометрические фигуры»

-Наборы в мешочках «Овощи» «Фрукты»

-Музыкальные игрушки

-Пирамидки

-Вкладыши

-1-2 куклы (мальчик, девочка) с сезонной одеждой

-Кроватка и коляска с бельем

-Посуда

-Кукольный дом с куклами, мебелью, посудой

-Одна –две большие машинки

-Поезд с открытыми вагончиками

-Фигурки домашних и диких животных

-Ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер» и др.

-Предметы-заместители природного происхождения для игры в магазин

(шишки, каштаны)

-Корзины, коробочки, шкатулки

-Шнуры, прищепки

Краски для рисования пальчиками

-Мячи разной формы и цвета

-Кольцебросы

-Воздушные змеи

-Велосипед

-Самокат

7. Домашнее задание. Провести игру дома на развитие восприятия «Чудесный мешочек».  

Рекомендации: перед проведением игры двухлетнего ребенка нужно познакомить с содержанием мешочка, дать потрогать, рассмотреть.

Количество предметов должно быть ограничено. 

Занятие 8. Итоговое.

Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

1.Приветствие. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

2.Информационная часть. Семейные заповеди. Написание семейных заповедей помогает лучше осознать механизмы внутрисемейного взаимодействия. Семейные заповеди можно рассматривать как своего рода ценности, существующие в семье, от которых трудно отказаться и которые выступают как регуляторы поведения членов семьи. Для участников группы семейные заповеди — это обычаи, правила, запреты, привычки, взгляды, которых придерживаются все члены семьи. Список составляемых заповедей может охватывать отношения к различным сторонам семейной жизни: к еде, к вещам, к приему гостей, к старшим или младшим членам семьи, к животным и т. д. По нашему опыту, участники группы, чьи взаимоотношения в семье являются более гармоничными и благоприятными, чаще упоминают заповеди, связанные с взаимодействием и взаимоотношениями между членами семьи, а участники, испытывающие трудности во взаимодействии и указывающие на проблемы в воспитании ребенка, больше ориентируются на другие ценности.  

Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу.  

Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие — нет».

3.Упражнение «Пожелание» Каждый каждому пишет пожелание, в том числе и тренеру. Кто хочет, может зачитать те пожелания, которые он получил в кругу.  

4.Итоги работы группы Все участники тренинга отвечают на вопрос:

Что дал мне тренинг?  

5.Заключительное слово тренера.  

Известный психолог Т.Гордон писал: «Когда люди становятся родителями, происходит нечто странное и необъяснимое. Они начинают играть такую роль и действовать так, как будто они забыли, что они - люди. Они надевают мантию "родителей" и стараются вести себя таким образом, как они думают, родители должны вести себя. Они берут на себя ответственность быть лучше, чем просто люди. Они чувствуют, что они должны всегда быть последовательны в своих чувствах, всегда должны любить своих детей, должны безусловно принимать их, должны отложить свои эгоистические потребности и жертвовать собой ради них и, кроме того, не должны делать тех ошибок, которые совершены их родителями.

Как родители могут оставаться людьми по отношению к своим детям? Речь идет о том, что можно быть эффективным родителем и не отбрасывать при этом свою человеческую природу. Вы можете принять себя как личность, которая имеет позитивные, равно как и негативные чувства по отношению к своему ребенку. Вам даже нет необходимости быть последовательным, чтобы стать эффективным родителем. Вам не нужно притворяться, что вы испытываете чувство принятия или любви к вашему ребенку, если вы в действительности не испытываете этого. Вам нет необходимости испытывать одинаковую степень любви и принятия по отношению ко всем вашим детям. Наконец, родителям нет необходимости образовывать открытый фронт против своих детей. Но существенно, что вы должны научиться узнавать, что вы в настоящий момент чувствуете

(переживаете)».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей "Играем вместе"

Сохранение и укрепление психического здоровья детей, повышение функциональности и адаптивных возможностей детского организма в прцессе адаптации к условиям ДОУ....

Тренинг для родителей "Мы вместе"

Тренинг способствует усилениею способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального и физического контакта, наблюдение и совместную деятельность....

МАСТЕР-КЛАСС Игровые тренинги с родителями "Играем вместе".

Игровые тренинги с родителями "Играем вместе" можно использовать для проведения родительских собраний в ДОУ....

Психологический практикум с элементами игрового тренинга для родителей «Мы вместе!»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательно-образовательного процесса? Ведь положительный результат, будет достигнут только в рамках единого образователь...

Тренинг для родителей "Играем вместе"

Конспект тренинга «Играем вместе»...

Тренинг для родителей "Давайте вместе"

В настоящий момент общепринятым является признание значимости того вклада, который вносит семья в формирование эмоционально - личностной сферы ребёнка, а через это – и в общий ход разв...

Семинар-тренинг для родителей «Играем вместе»

Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников.Задачи:Познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.Дать родителя...