Комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методическое пособие на тему

Новоженина Гульнара Сабирьяновна

Представлен комплекс артикуляционной гимнастики с описанием выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_pamyatka_uprazhneniya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполненяя артикуляционную гимнастику (а.г.) следует соблюдать

 следующие требования:

  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.  Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое.
  • При выполнении упражнений а.г  взрослые должны проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться  как надо.

Упражнения для формирования движения губ и челюстей.

  1. Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряжёнными под счёт до 5.
  2. Заборчик (оскал) – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.
  3. Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитав про себя до 5 (либо считает взрослый).
  4. Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Заборчик» поочерёдно.

Упражнения на формирование подвижности  мышц языка.

  1. Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на  нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка.  Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.
  2. Накажем непослушный язычок -  положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.
  3. Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5.
  4. Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.
  5. Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке ), опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.
  6. Качели  (снаружи) – делаем то же, что и в упражнении 13, но только широким языком касаемся попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.
  7. Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.
  8. Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами
  9. Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.
  10. Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте.
  11. Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
  12. Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
  13. Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) -  получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. После овладения упражнением «Грибок» полезно ввести одновременное чередование губных позиций «Улыбка» - «Трубочка», но при соблюдении удержания языка в позе грибка.

Артикуляционная гимнастика.

(Требования к проведению. Комплексы упражнений)

Учитель-логопед Новоженина Гульнара Сабирьяновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...