Родительское собрание на тему "Возрастные особенности детей 5-6 лет"
материал (старшая группа) на тему

Знакомство родителей с характеристикой возраста 5-6 лет , с задачами развития , обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:   Возрастные особенности               детей 5-6 лет.

Уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена теме «Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Сегодня мы поговорим о том, что характерно для их возраста.

С пяти до шести лет у  детей происходят еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь они уже могут выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч. У детей появляется потребность в соревновании. Развиваются выносливость ( могут больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Они учатся кататься на коньках,  роликах, двухколесном велосипеде, с легкостью могут освоить плавание. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться.

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. У пяти - шестилетнего ребенка навыки в самообслуживании, приобретенные ранее, совершенствуются. В этом возрасте дети уже способны самостоятельно и опрятно одеваться, есть, пользоваться вилкой. За старшими дошкольниками должны быть закреплены обязанности по самообслуживанию и родителям необходимо напоминать детям, проверять качество выполнения работы, ее результаты.

Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть

требовательными. Недопустимо, если воспитатели приучают детей к

самостоятельности, а родители не поддерживают ее. Подобные разногласия

затрудняют процесс воспитания и подрывают авторитет воспитателей в

глазах детей.

Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно

использовать поощрения. Приучая ребенка к труду, необходимо постоянно

его проверять, поощрять его успехи, сообщать о них другим членам семьи,

всячески показывать, что труд полезен не только для него, но и для всех.

               

 Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании

ребёнка-дошкольника .Всё больший интерес ребёнка пяти лет направлен на

сферу взаимоотношений между людьми.

Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.

Происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Но родители продолжают оставаться примером для детей.

           На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка

развивается потребность в признании, выраженное в стремлении получить

одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в

этом возрасте у детей появляется черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует

нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек

чрезмерной строгостью или негативным отношением тормозит развитие у

ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы

не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребёнок

начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать

вину на других.

 Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую

зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со

взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает нравственность.

Старшие дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами, разными формами приветствия, прощания, обращения с просьбой. Учатся пользоваться способами мирного разрешения конфликтов,  миролюбиво выражать свои желания и чувства, сдерживать негативные, агрессивные порывы.

В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. Дети с интересом начали играть в настольные игры с выполнением поочередно ходов.

Дети учатся  соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей. Ориентироваться в своем поведении не только на контроль взрослого, но и на самоконтроль.

Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение детей в них в процессе повседневной жизни, чтение художественной литературы, а также личный пример взрослого, находящегося рядом.

Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте

5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет

человек в будущем.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

В связи с этими особенностями продолжительность образовательной

деятельности теперь составляет не 15-20 минут, как в средней группе,

а 20-25 минут.

Возраст 5-6 лет является очень важным в развитии познавательной,

интеллектуальной сферы.    

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками, что

способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой

стороны, широкий кругозор ребёнка может явиться фактором, который

позитивно влияет на его успешность среди сверстников. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника.

В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связанно с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии, где чётко, научно, доступным для ребёнка языком описываются любые сведения об окружающем мире. Ребёнок получает представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Ребенок к 6 годам должен знать свое имя, фамилию, адрес,  имена родителей и их профессии.

        В этом возрасте  интерес  детей к математическим знаниям становится более устойчивым и осознанным. Дети проявляют повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению простых арифметических действий с числами.

Дети будут знакомиться с составом чисел из двух меньших; со знаками сравнения; учится считать предметы, расположенные в беспорядке; в прямом и обратном порядке; сравнивать числа; измерять с помощью условной мерки. Вводятся геометрические понятия: точка, прямая, отрезок; угол прямой, острый, тупой.  Учится моделировать геометрические  фигуры из палочек, веревочек, учится ориентироваться на листе клетчатой бумаги и на плане помещения.

 В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей пр.).

Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать:

(палочки  Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм», «Колумбово яйцо».

Хорошо развивает логическое мышление конструктор.

Важным моментом в процессе конструирования является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму и величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. 

Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.

   «Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.

       Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Хочу обратить ваше внимание на то, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: Если мы будем совершенствовать речь - значит, повышается уровень развития мышления. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка, на его подготовку к овладению грамотой.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети  будут учиться делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов( твердые, мягкие согласные, гласные звуки); интонационно выделять звуки в слове; анализировать четырех-пятизвуковые слова ( лиса, слон, аист, школа); знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный звук в слове).

Очень полезно играть с детьми в словесные игры, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и

сонорные звуки ( р, л, м, н). Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в повседневной жизни.

Развивается связанная речь. Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

Дети овладевают умениями:

  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;  составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы;
  • сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта, по игрушкам;
  • различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Круг чтения детей 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Дети способны удерживать в памяти большой объём информации, им доступно чтение с продолжением.

Постоянное общение с книгой развивает творческие способности и умения детей.

Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта.

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные
 композиции.

           

Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:

• развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;

• воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;

• расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;

• воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;

•  развивать логическое мышление;

• развивать связную речь детей;

• совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;

• воспитывать у детей навыки коллективного труда;

 • развивать у детей культуру и произвольное управление своим     поведением.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

возрастные особенности детей в старшей группе...

Протокол родительского собрания №1 « Возрастные особенности детей. 10 заповедей здоровья.».

Протокол №1.Родительского собрания «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».Приложение №1 СамообслуживаниеПриложение №2 Возрастные особенности детей четвертого года ж...

Конспект родительского собрания о возрастных особенностях детей 5-6 лет.

Знакомство родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет....

Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей 3- 4 лет»

Родительское собрание «Знакомство с особенностями детей  3- 4 лет»...

Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста».

Родительское собрание: «Развитие речевых особенностей детей среднего возраста»....