«Вежливость воспитывается в семье»
консультация (средняя группа) на тему

Файзуллина Венера Рафитовна

Важный элемент человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатель обращает внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета. Невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же перенимают дети и «пускают в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки», их, к большому удивлению, наказывают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №31 «Снегирек»

«Вежливость воспитывается в семье»

Консультация для родителей

                                            Воспитатель высшей квалификационной категории:

Файзуллина В.Р.

Важный элемент человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатель обращает внимание на обучение детей вежливости, учит их правилам речевого этикета.

Невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же перенимают дети и «пускают в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки», их, к большому удивлению, наказывают.

«Дети – увеличительные стекла зла», - как – то заметил Л.Н.Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последние для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения  и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость – способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым.

Современный подход к ребенку, как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме родители.

В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого, речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное.

У этикета есть словесные и несловесные средства (волшебные слова, волшебные взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки).  Важно обучить детей всему, что связано с этикетом. Но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.

Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе», всего - то около 30. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

Вспоминаем и считаем: УТРОМ – «доброе утро»,  «мы рады тебя видеть», «здравствуй», «как ты себя чувствуешь?»; ВО ВРЕМЫ ПРИЕМА ПИЩИ – «приятного аппетита», «благодарю», «спасибо», «все было очень вкусно»; ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «разреши», «будь добр», «пожалуйста», «извини», «прошу прощения»; ВЕЧЕРОМ – «добрый вечер», «до свидания», «до встречи», «всего хорошего», «доброй ночи», «приятных снов».

Самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета, после личного примера взрослых, является игра, особенно ролевая, игра как способ практического осмысления, этикетных норм и применения знаков речевого этикета.

Велика также роль художественной литературы, которая дает образцы нравственности, правильного и неправильного речевого поведения. Любая совместная деятельность дает детям возможность формировать положительное отношение к партнерам, использовать правила речевого этикета и беседовать при удобном случае на темы важности, полезности и необходимости соблюдения правил.

«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет

 считаться с другими, это тот, кому собственная

вежливость не только привычна и легка, но и

приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и

 со старшим и с младшим годами и по положению».

Д.С. Лихачев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вежливость - воспитывается вежливостью.

"Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели"Н.И. Пирогов...

Статья: "Вежливость воспитывается вежливостью".

 В детском саду мы воспитатели, особое внимание обращаем на воспитание вежливости, учим правилам р...

"Вежливость воспитывается вежливостью" Рекомендации для родителей

Именно с детского возраста закладываются первые ростки в воспитании вежливости. Недаром говориться: "Какого семя, таково и племя"....

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

«Вежливость воспитывается вежливостью» (рекомендации для родителей) Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна. Город Кропоткин МАДОУ ЦРР детский сад №14

«Вежливость воспитывается вежливостью»(рекомендации для родителей)Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна.Город Кропоткин  МАДОУ ЦРР детский сад №14...

Консультация для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью»

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета. ...