Развитие речи в процессе использования ТРИЗ-технологий
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Ожерельева  Вера Вячеславовна

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА №4

 

   ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

     Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

     Основные функции ТРИЗ:

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ребенок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

     Основные этапы методики ТРИЗ:

  1. Поиск сути.

    Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

  1. «Тайна двойного» – выявление противоречий: хорошо-плохо.

     Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо – греет, плохо – может сжечь.

  1. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

     Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

     Вот несколько дидактических игр на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией, которые вы можете использовать в занятиях с детьми.

  • Игра «Превращения»

     Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «По кругу»

     Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

     Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками. Мама  предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Исправь ошибку»

     Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

     Примерный речевой материал:

- внучка маленькая, а бабушка старенькая;

- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

- Заяц серый, а петушок смелый;

- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

  •    Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
  •    Создавать условия для общения с другими детьми.
  •    Речь взрослого – пример для подражания.
  •   Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
  •    Совместные игры взрослого и ребёнка.
  •    Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  •     Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».
  •    Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
  •    Рассказывание стихов руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необхо...

Конспект НОД по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ - технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Автомобиль»

использование игровых ТРИЗ-технологий делают занятие интересным и вовлекают детей в совместное обучение и исследование...

Использование ТРИЗ -технологий в процессе развития речи дошкольников

ТРИЗ -педагогика как одна из инновационных технологий при развитии речи дошкольников...

Развитие речи у детей через ТРИЗ технологии

Данный материал поиожет воспитателям подобрать эффективные техники для развития речи детей дошкольного возраста...