Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников».
классный час (младшая группа) на тему

Городилова Любовь Олеговна

Данное собрание можно провести в начале года, для разяснения родителям особенностей речевого  развития младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx19.72 КБ
PDF icon artikulyatsionnaya_gimnastika.pdf609.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Светлячок»

Родительское собрание во 2 младшей группе

 «Развитие речи младших дошкольников».

Составили: Городилова Л.О.,

Усольцева Г.А.

2015 г.

«Развитие речи младших дошкольников».

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

1 часть:«Совсем немного науки»

В Программе «Истоки» даны задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Развитие ребенка по каждой из этих линий происходит неравномерно, поэтому в Программе их содержание в каждом возрасте представлено с разной полнотой.

«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, двигательной активности на основе «мышечной радости».

У детей развиваются способность адекватно реагировать на изменение окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

«Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы.

В разделе «Речь и речевое общение» акцентируется развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.

 Поэтому основным лейтмотивом всей Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: диалога ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалог культур и диалог поколений.

Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны. Они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.

Одной из базисных характеристик личности трехлетнего ребенка является овладение родным языком и характеризуется оно использованием основных грамматических категорий и словаря разговорной речи.

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

2 часть

Игра-путешествие по стране «развитие речи»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.

1.Станция «Творческая»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

- луна (яркая, растущая и т.д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

- Рассказывайте или читайтевы детям сказки? Какие? Как часто?

2. Станция «Сказочная»

(Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

3)Станция «Наши руки не знают скуки» 1этап

Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;Указательный - желудок;Средний - печень;

Безымянный – почки;Мизинец – сердце.

1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2) Потереть ладони, похлопать.

2этап

Пальчиковые игры (без предметов).

1) 1-2-3-4-5 (загибаем, начиная с большого).

Маме осенний букет отнесём ( «шагают» по ладошке).

2) Пальчиковая игра «Замочек»

На двери вот такой замок,

Такой замок, такой замок,

Кто его сам открыть бы смог,

Его открыть бы смог.

Мы стучали, вот стучали,

Мы качали, мы качали,

Мы крутили, вот так крутили

И замочек открыли.

3) Станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Насос»

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу».

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».

Словесная игра «Почемучка»

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог родительского собрания - родители задают вопросы на уточнение.

- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.

- родителям раздаются буклеты с примерами артикуляционной гимнастики для повторения дома с детьми.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"...

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Родительское собрание "Развитие речи младших дошкольников"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Форма проведения: традиционноеЦель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.Задачи: познакомить роди...