Главные вкладки

    Консультация для родителей "Автоматизация звуков"
    консультация на тему

    Исмагилова Гульфия Ильдаровна

    Автоматизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно - рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дорогие мамы и папы!

    Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

     К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

     У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

    При автоматизации поставленного звука необходимо соблюдать последовательность:

    • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
    • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
    • автоматизация звука в предложениях;
    • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
    • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
    • автоматизация звука в разговорной речи.

      Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

     Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

    Автоматизация звука в слогах.

    Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

             Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

     На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá, сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá .

    Автоматизация звуков в словах.

             Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

     Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

    • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.
    • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
    • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
    • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.
    • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.
    • Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
    • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
    • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
    • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.
    • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

             На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

    Автоматизация звука в предложениях.

     Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

    В саду жужжат осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.

    Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

     Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

    Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

    У Сони и Сани в сетях сом с усами.

    Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

    Удачи! Успехов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Звуки вокруг нас"

    Консультация для папки-передвижки на цветном фоне....

    Консультация для родителей "Звуки ,которые нас окружают"

    Мир звуков окружает ребенка с момента рождения (а вернее,он живет в нем еще до рождения). В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей,и нас  следует помочь ребенку сделать ...

    Консультация "Особенности постановки звуков при нарушении строения челюсти и зубного ряда".

    В консультации рассказывается о нарушениях строения челюсти и зубного ряда. Расскрываются особенности постановки звуков при нарушениях челюсти и зубного ряда....

    Консультация "Поиграем со звуками"

    Консультация для родителей по музицированию...

    Консультация для воспитателей "Звуко-буквенный анализ"

    Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Современная школа, согласно...

    Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов

    Консультация для родителей Звуко-буквенный анализ слов...

    Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."

    Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."...