Развивающая предметно-пространственная среда в группе
презентация к уроку (средняя группа) по теме

Венькова Татьяна Анатольевна

Предметно- развивающая среда в группе организованна с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sreda_v_gruppe.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

        Предметно- развивающая среда в группе организованна с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.

        Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функции и принципов построения. Я работаю с основными функциями и принципами, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды.

        Организующая функция имеет в своей основе цель – предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

Воспитывающая функция среды должна быть тщательно сориентирована на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором:         -уступить или взять себе;                                                                                 -поделиться или действовать самому;                                                                 -предложить свою помощь или пройти мимо проблем сверстника.

        Развивающая функция в моей работе наполнена содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили или начинают создавать багаж для следующей ступени развития.

        Чтобы предметно- развивающая среда выполняла названные, основные функции, в моей работе с детьми, при ее проектировании и создании я ориентируюсь на следующие принципы:

-принцип целесообразности и рациональности;

-принцип доступности и открытости;

-принцип проектирования и построения окружающего мира.

        Предметно- развивающая среда группы состоит:

        Двигательная среда – основа физического развития детей.                                 Задача этой среды - развитие физических способностей, формирование двигательных навыков. Среда побуждает двигательную активность, дает детям осуществлять разнообразные движения и испытывать радость от них. Создавая в группе специальный физкультурный уголок, я помещаю в нем только то оборудование и пособия, которые дети могут использовать.

         Игровая развивающая среда.                                                                                 Задачи этой среды -  воспитывать и развивать желание ребенка играть, умение создавать игровую среду, умелое руководство игрой со стороны воспитателя. Игровую среду в моем педагогическом процессе представляют четыре компонента: игрушки,                                                                                                 игровые атрибуты,

предметы – заместители,                                                                         игровое оборудование.

        Создавая условия для формирования игровой развивающей среды, необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе показатели развития игровой деятельности детей разные, поскольку игра должна продвигаться в своем развитии. Отсюда вывод – такое требование, как соответствие возрасту, в создании игровой среды является ведущим.

         Познавательная предметно – развивающая среда.

         Задача - расширять кругозор детей, уточнять и конкретизировать вновь формируемые и накопленные знания, вызывать и активизировать интерес к познанию мира. В дошкольном возрасте дети накапливают огромные сведения об окружающем их мире, которые являются серьезной базой для дальнейшего развития их познавательных возможностей, поэтому я создала для детей предметно – развивающую среду в группе. На столах и в открытых шкафах размещен дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры; дидактические игры с предметами.

        Так же были разработаны:

- игры на умение выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, величину, форму);

- игры помогающие определять предметы на ощупь, по звуку, по вкусу, запаху, не глядя на них;

- игры с куклой - основное дидактическое правило этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые дети сами совершают в жизни, уточнение предметов быта;

- игры на группировку и классификацию по одному, двум существенным признакам.

        Познавательно – экологическая среда в «уголке природы».

         Задача - формирование у детей познавательного интереса к природе, бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности.

        В уголке природы размещены растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, листья, растения с крупными листьями (фикус, аспидстра) и красиво, обильно и долгоцветущие растения (герань, камелия, бальзамин, бегония вечноцветущая). Заинтересовываю детей и растениями с пестроокрашенными листьями (саукуба, колеус). Так же в уголке природы находятся:

- «календарь природы»;                                                                                   - подборки иллюстраций;                                                                                   - подборка исторических, познавательных, развлекательных сведений о растениях, животных, насекомых, птицах;                                                                           - разнообразный природный и бросовый материал.

        Таким образом в познавательных играх я воспитываю в детях интеллектуальное развитие, развитие их психических процессов ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а так же способствую развитию важных качеств личности – самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.

         Предметно развивающая среда по развитию речи. 

        Задача - показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать свои мысли и чувства, помочь «почувствовать» вкус языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. Обстановка в группе направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества и начинается с организации предметного окружения. В начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том куда их «поселить», в середине учебного года дети вместе со мной решают сделать перестановку в группе, и это решение появляется в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения. В группе создан литературный уголок, в него входят:                                                                   -различные журналы и детские книги, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникативных навыков;                                           - коллекции, что так же является хорошим стимулом к общению.

        Центр художественно – речевой деятельности: различные виды театров: теневой, фланелеграф, пальчиковые, а так же альбомы загадок, рассказов, стихов, сказок, иллюстраций к сказкам.

        Правильно подобранная среда по развитию речи способствует развитию, закреплению, совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми ребенок овладевает, играя и действуя самостоятельно. Для формирования связной речи предлагаю детям:

- наборы предметных картин;                                                                            - наборы сюжетных картин;                                                                                   - серии сюжетных картин;

- изображения сюжетные и предметные, вырезание по контуру для работы на фланелеграфе;

- атрибуты, необходимые для игр-драматизаций: маски, шапочки, костюмы;

- различные виды театров: теневой, пальчиковый, плоскостной, кукольный.

Так же в работе по звуковой культуре речи, я использую:

- игры для развития речевого дыхания;

- игры «Подбери пару», «Что лишнее?», «Цепочка слов», «Лото»;

- предметные картинки на все группы звуков;                                                           - наборы парных картинок, домино.

        Слово является для ребенка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым легким. Для многих своих мыслей и представлений ребенок может не найти подходящих слов и выражает их более доступными способами: через продуктивные виды деятельности.

        Поэтому я создала в группе предметно – развивающую среду для художественного творчества детей. 

        Задача - развивать у детей творческую инициативу, их воображение, активность реакции – во время выбора, планирования и организации своей деятельности, проявляя самостоятельность, эстетические суждения, свободное самовыражение.

        Для полноценной деятельности детей я создала предметно – развивающую среду, в нее вошли:                                                                                            - мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки;                   - бросовый материал (пуговицы, камушки, крупы, проволока, ленточки, нитки;           - шаблоны, трафареты на различные темы;                                                           - раскраски, альбомы, бумага;                                                                           - различные изображения, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги;                   - печатки, грубые щетинистые кисти, зубные щетки, губки разных размеров, карандаши цветные, кисти, фломастеры;

- пластилин, дощечки, силуэты предметов из теста;                                                   - цветная бумага, картон, клей, ножницы;                                                           - дидактические игры.

        Смысл детского творчества – самовыражение. В своем творчестве дети стремятся передать  «весь мир», «всю природу», «все деревья», они постоянно изобретают и фантазируют.

        Дидактические возможности предметно – развивающей среды в музыкальном воспитании детей создают благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. 

        Задача - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, развивать музыкальный слух, музыкальные способности.                                                        Детей привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, мир музыкальных инструментов, мир звуков. Поэтому я создала для них музыкальный уголок, в который вошли:                                                                                                    - музыкальные инструменты;                                                                                    - маски;                                                                                                           - атрибуты;

- ширмы разных размеров, коробки с предметами, куски ткани, платки, бабушкины платья, туфли, шляпки, элементы костюмов;                                                           - иллюстрации по слушанию, пению;                                                                   - фланелеграф, мягкие игрушки;

- куклы среднего размера;                                                                                    - разноцветные флажки, платочки, ленты, искусственные цветы, надувные мячи;            - разные виды театров (настольный, кукольный, пальчиковый);                                 - портреты композиторов;                                                                                   - дидактические игры;                                                                                           - диски и кассеты с записями песен, музыки, сказок;

- музыкальные инструменты из бросового и природного материала (трещотки из фломастеров, маракасы из банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, песком, бубен из пробок, пуговиц, орешки-колокольчики, шуршалки, шумелки).

        В музыкальной среде я обеспечиваю развитие музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости, музыкального вкуса, углубляю восприятие музыки, обеспечиваю эстетическое развитие, способствую развитию умственных способностей, воспитываю интерес к музыкальному искусству.

        В раздевальной комнате имеется уголок для родителей. Организованна передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки на темы: «Мамочка милая моя», «Папы-защитники отечества», «Лето-прекрасная пора».

        Таким образом, предметно – развивающая среда – это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, и моя цель – чтобы она имела самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям; была комфортной, универсальной, давала возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовала развитию интеллектуально-познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...