Доклад на тему: "Нравственно - волевая подготовка детей к школе"
статья (подготовительная группа) на тему

Цепляева Вера Николаевна

Доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nravsvenno_-_volevaya_podgotovka_detey_k_shkole.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский д\с общеразвивающего вида «Ласточка»

Доклад

на тему:

«Нравственно – волевая подготовка детей к школе».

        Воспитатель: Цепляева В.Н.

        

                                                                2017г.

Из книги Л.Ф.Островской «Педагогические знания - родителям».

«Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений много читают и рассказывают, учат считать, читать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят: «Ксения знает много стихов на память знает чуть ли не всю сказку А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке» с интересом слушает книги предназначенные для школьников. Уже читает считает до ста. Развита не по годам. Думаем что ей легко будет учиться».

«Родители Игоря говорят: «Конечно и мы хотим чтобы сын хорошо учился но не знаем как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие усидчивость следим чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим чтобы он постоянно был занят чем-то полезным помогал нам взрослым и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе стараемся внушить что учение- это труд и для того чтобы стать хорошим учеником нужно быть прилежным во всех делах.»

«У родителей четырехлетней Оли иная точка зрения: они бояться перегрузки детского ума: «Мала еще - не поймет»- и потому не считают нужным объяснять или говорить о том что ребенок видел или слышал но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить отвечают ей: «Тебе ещё рано об этом знать. Подрастешь - узнаешь. Они считают: «Ещё до школы далеко. Да и вообще стоит ли ребенка готовить к учению. Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя».

Вопросы.

1.Точку зрения каких родителей вы разделяете? Почему?

2. Как вы считаете когда следует начинать нравственно-волевую подготовку детей к школе?

Ещё пример из той же книги.

«Илюша(5лет) предпочитает шумные игры а занятия  требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок не приложив усилий: видно что может рисовать лучше, но не старается. Но мама посмотрев его работу говорит: «Хорошо, молодец! Для нее главное чтобы сын был занят. Мальчик  тут же бросает свой  «шедевр» и создает новый ничуть не лучше прежнего.

«А это хорошо?- спрашивает он, заранее уверенный ,что его похвалят «И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!» Мать считает : «Подумаешь, не дорисовал. Пойдет в школу, научится. Не беда что принимается сразу за несколько дел - лишь бы занят был. Вот пойдет в школу тогда…»

Вопросы.

-Как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе?

2.В каких случаях можно похвалить ребенка?

3. Почему при подготовке к школе ребенку так важно доводить начатое до конца?

4.Умеет ли ваш ребенок доводить начатое до конца? Как вы поступаете в тех случаях, когда он не доводит начатое до конца?

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать, или даже проходят всю программу первого класса. Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, кто до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания,  полученные до школы иссякли, нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться к учению с позиции: я всё знаю» не позволяет ребенку перестроиться, ему начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Время легких успехов закончилось. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться.

В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых, явилось отсутствие привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно волевой подготовке ребенка к обучению в школе.

Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др.

Самостоятельность.

Дети должны быть научены элементарным навыкам по самообслуживанию: самостоятельно одеваться ,раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки, убрать за собой посуду, вещи , привести себя в порядок и т.п. Школьники, которые не приучены к самостоятельности, теряются, у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.

Организованность.

Для сохранения и укрепления здоровья, успешной учебы большое значение имеет режим. Режим-это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.

1-е возьмем сон. Для детей 6-7 лет нормальная продолжительность для полного отдыха центральной нервной системы и всего организма должна быть 10-12 ч. Нужно приучать ребенка ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном не надо играть в шумные игры, смотреть боевики и т.п., могут быть спокойные игры, чтение. Перед сном создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать). Перед сном необходимо проветрить комнату.

2 - е. Питание. Режим питания не должен нарушаться.

З - е. Гимнастика не более 5-7 упражнений в облегченной одежде( майка, трусы и тапочки).

4-е. Ребенок каждый день утром и вечером должен мыть лицо, руки и шею с мылом. Приучать мыть ежедневно ноги, особенно летом.

У ребенка должна быть собственная расческа.

5. Чистить зубы после завтрака, на ночь, после каждой еды полоскать рот теплой водой.

Следует дошкольнику ежедневно напоминать, что нужно сделать, контролировать его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, не только по культурно-гигиеническим навыкам, но и в других делах: занятия, прогулка и др. Если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочь, то незаметно в поведении дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.

Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины, организованности, он бывает собранным, внимательным, аккуратным.

Ответственность.

Важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Накрыть на стол ( подать тарелки, вилки, ложки, хлеб); убрать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду, обувь, стирать мелкие вещи: носки, носовой платок, трусики., присматривать за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб в аквариуме, кошку, поливать цветы. Эти поручения должны быть постоянными, родители не должны делать за детей то, что те забыли сделать или не захотели выполнить (можно напомнить). У ребенка появляется чувство ответственности, он усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать уж слишком длительными и монотонными занятиями. Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома.

Дисциплинированность и настойчивость.

Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности -важнейшая задача, стоящая перед родителями. Ребенку трудно быть усидчивым, если во время занятий их отвлекают (взрослые смотрят телевизор, слушают музыку или громко разговаривают).Большое значение имеет отношение взрослых, оно должно быть серьезным, внимательным, тактичным, доброжелательным, но вместе с тем и требовательным! Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными делами, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать. «Не хочу, но сделаю» «Это не интересно, но нужно» «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости.

К сожалению, организация детского досуга часто ограничивается лишь указаниями взрослых: «Что ты без дела слоняешься? Занялся бы чем-нибудь. Сколько игрушек у тебя, а ты не знаешь, чем заняться. Иди, поиграй с ними». Чем занят – неважно, лишь бы не шалил и не мешал. Но забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу – не хочу», «Надоело заниматься, брошу, буду играть», «Не получается, ну и пусть». Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать. Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; или ругают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения. Здесь нужно быть очень внимательными к оценке результата труда, найти «ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ» - не перехвалить, но и не дооценить тоже вредно.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.

Нельзя не упомянуть о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза, например: «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой», «Выгоню из дома», «Будешь драться, отдам в детскую комнату милиции». Эти угрозы не разумны, они основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия не принесут. Только «СЛОВО», упорное,  кропотливое объяснение, беседы (и не один раз) смогут помочь в воспитании.

В.А.Сухомлинский писал: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и такое), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло потому, что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - волевая подготовка детей к школе в семье"

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять ег...

"Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье" - родительское собрание

Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Поэтому очень важно помочь ему в этом....

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

О подготовке ребенка к школе в условиях семьи...

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье Рекомендации для родителей Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе - нелегкий труд, к которому ребенок должен ...

Консультация для родителей на тему «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

В статье рассматриваются основные аспекты нравственно-волевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе....

консультация- презентация для родителей детей старшего возраста" Нравственно- волевая подготовка детей к школе в семье"

Консультация в помощь родителям при подготовке детей к школьному периодуКак помочь ребёнку  выполнить требования, предъявляемые учебной деятельностью...