Формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.
консультация (подготовительная группа) по теме

Орлова Наталья Нормуратовна

Сообщение для родителей подготовительной группы..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.

Воспитатель: Орлова Н. Н.

2014-2015 уч. год

В формировании навыков сложения и вычитания в пределах десяти положительную роль играет установка на запоминание состава каждого числа.

В основе усвоения состава чисел первого десятка лежит практическая деятельность с предметными множителями, суть которой заключается в разбиении данной совокупности предметов на две и их объединении в одну. Чтобы дети быстро запомнили состав чисел, необходимо на каждом занятии выполнять как можно больше упражнений с различным раздаточным материалом.

Например, можно использовать кружки, квадраты, треугольники, закрашенные в разные цвета с одной и другой стороны. Предложите детям отсчитать семь зеленых кружков и расположите их в ряд.

Теперь попросите детей перевернуть один кружок справа.

Это наглядное представление поможет детям запомнить, что число семь можно получить, если к шести зеленым кружкам прибавить один желтый.  Затем предложить детям перевернуть еще один кружок и спросить, как еще  можно  получить число семь (к пяти прибавить два) и т. д.

Использование наглядности позволяет не только представить состав каждого числа, но и сделать на основе практических действий вывод относительно результата, полученного при вычитании.

Для быстрого усвоения (запоминания) состава чисел в пределах первого десятка, полезно использовать индивидуальные карточки, на одной стороне которых записано выражение суммы (состав данного числа), а на другой стороне значение данного выражения.

Или таблицы:

С помощью этих карточек и таблиц дети могут контролировать друг друга и осуществлять самоконтроль. Существует два вида самоконтроля: по образцу и по словесной инструкции.

Таким образом, состав каждого числа усваивается детьми постепенно.

Консультация для родителей на тему: «Чем дети будут заниматься  на занятиях по развитию элементарных математических представлений  в подготовительной к школе группе?»

Воспитатель: Орлова Н. Н.

В течение всего учебного года дети будут закреплять знания о числах первого десятка и познакомятся с числами второго десятка. Их образованием, написанием, составом, отношениями в числовом ряду.

Состав числа из двух  меньших - это очень сложная задача, поэтому таких заданий будет  много, а задаваться они будут в игровой форме.

Например: «Примеров много, а ответ один».

Или «Помоги зверюшкам составить число».

Такое разнообразие заданий поможет детям лучше усвоить материал.

Задания на составление и решение арифметических задач будут сопровождаться записью решения задач. Цифры ребенок записывает в квадратики, а знаки – в кружки.

Также на занятиях дети получат сведения из элементарной геометрии: о многоугольнике, его элементах (вершины, стороны, углы), научатся на глаз определять величину предметов и измерять отрезки с помощью линейки.

Рекомендации родителям.

1.Беседуйте с ребенком о текущем времени года. Попросите его рассказать, какое время года прошло, какое скоро наступит. Постарайтесь подвести ребенка к осознанию того, что одно время года сменяет другое.

2. Накрывая на стол, попросите ребенка посчитать:

- Сколько ложек?

- Сколько вилок?

- Сколько всего столовых приборов?

Обращайте внимание на то, чтобы дети не только говорили, сколько каких предметов, но и называли общее количество.

3. Играйте дома с детьми в игру «Чего не стало?»

Поставьте на столе в ряд несколько предметов. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Уберите два любых предмета. После этого ребенок открывает глаза, а вы задаете ему вопросы:

- Предметов стало больше или меньше?

- Какие предметы исчезли?

- За какими предметами они стояли?

- Какой предмет был первым?

4. Во время приготовления обеда просите ребенка о помощи. Принеси, пожалуйста, две морковки, три картошины, одну луковицу и т. д. Далее спросите:

- Сколько всего овощей мы используем, чтобы приготовить обед?

5. Развивайте наблюдательность ребенка. По дороге из детского сада обращайте его внимание на то, какие изменения вокруг произошли, а также на то, что цифры можно увидеть везде: на автобусах, номерах домов, машин, квартир, в лифте.

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Тема: «Сложение и вычитание в пределах десяти».

Воспитатель: Орлова Н. Н.

Цель. Систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 9; упражнять в умении составлять число10 из двух меньших чисел; закрепить навыки счета в пределах 10, названия дней недели, месяцев; продолжать учить составлять силуэт предмета из равнобедренных треугольников.

Задача. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь; пробуждать интерес к занятию через игру.

Материал. 1. Демонстрационный: цифры, буквы, таблица, игрушка сова, картины с изображением леса, кормушек и птиц.

2. Раздаточный: счетный материал, равнобедренные треугольники, простые карандаши, тетради.

Ход занятия.

- Дети, вы готовы к занятию?

Если да, подарите друг другу улыбку и присаживайтесь на свои места.

1часть.

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лесное царство. Но это царство не простое, ведь именно здесь необходимы математические знания.(Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картину с изображением леса) Вместе с нами на прогулку отправится наша гостья (показывает игрушку сову).

Дети, вы все  знаете, что сова мудрая птица, все знает и нам тоже поможет. А чтобы быть уверенной в том, что вы ее не подведете, Совунья хочет, чтобы вы выполнили следующие задания.

Разложите цифры по порядку от 1 до 10.

Назовите последующее число 2, 4, 6, 8.

Назовите предыдущее число 3, 5, 7, 9.

Назовите соседей числа 2, 7, 3, 8.

Назовите число, которое больше или меньше числа 4, 6, 9,10 на 2.

Нашей гостье понравились ваши  ответы и мы можем отправиться на прогулку.

Дыхательная гимнастика «Лес шумит».

И. п.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты вверх. Наклон вправо – вдох, вернуться в и. п. – выдох, то же- влево (5 раз).

2часть. Объяснение нового материала.

Скоро зима. И мы должны позаботиться о наших пернатых друзьях.

- Как мы, можем им помочь? (Ответы детей).

 - Правильно птиц зимой надо кормить,  для этого нужны кормушки.

(Воспитатель вывешивает картинки с кормушками)

Решение задач.

  1. В первой кормушке клевали зерна 3 воробья. К ним прилетели еще 4. Сколько всего птиц в кормушке?
  2. Во второй кормушке было 9 синиц. 4 улетели. Сколько птиц осталось в кормушке?

Дети решают задачи и делают «записи»

3 + 4 = 7

9 – 4 =5

Физкультминутка.

Игра с мячом «Назови скорее».

Какой сегодня день недели?

Какой день недели будет завтра?

Сколько дней в неделе?

Какое сейчас время года?

Какой первый зимний месяц?

Сколько месяцев в году? и т. д.

Путешествие наше продолжается, но впереди вода. Что делать?

(Ответы детей)

Правильно надо переплыть, а для этого нужны лодки.

-Отсчитайте 5 треугольников и постройте лодки.

Дети выполняют задание.

Лодки построены, продолжаем нашу прогулку. Итак мы на другом берегу. Это самое любимое место нашей гостье. Совунья любит здесь отдыхать на самом высоком дереве, а что это за дерево, мы узнаем если выполним еще одно задание.

3.Работа в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Решение примеров.

О 3 + 2 =

С  5 + 4 =

А 9 – 6 =

С 6 + 2 =

Н 7 – 3 =

-Чтобы узнать название дерева, надо правильно решить примеры и вставить буквы в таблицу.

Дети выполняют задание.

-Какое слово получилось?  (СОСНА)

Гимнастика для глаз.

Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, поморгайте (3раза).

Сова благодарит детей за прогулку, прощается.

4 Итог.

Наша прогулка подошла к концу

-Дети, какое задание вам понравилось больше?

-А какое было самым трудным?

Дети в тетрадях пишут ответы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание в пределах тысячи. Закрепление»

laquo;Сложение и вычитание в пределах тысячи. Закрепление»...

Конспект НОД по математике: "Сложение и вычитание в пределах 10" (подготовительная группа).

Конспект НОД по математике "Сложение и вычитание в пределах 10"...

Сложение и вычитание в пределах десяти.

Развитие элементарных математических представлений....

Математические раскраски на слoжение и вычитание в пределах десяти

Математические раскраски на слoжение и вычитание в пределах десяти...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе. Тема: Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖНТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕдетский сад №84 комбинированного вида(МБДОУ д\с №84 комбинированного вида) г.п. Одинцово 2019г.Воспитатель: Киселева О.Н. К...