Конспект экскурсии по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Енжаева Татьяна Васильевна

Экскурсия по экологической тропинке «Маленькое путешествие в большой мир природы» в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Теремок» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Конспект экскурсии

по экологической тропинке

«Маленькое путешествие в большой мир природы»

в подготовительной группе

Подготовила и провела:

Воспитатель Татьяна Васильевна Енжаева

18.05.2017г.

Р.п.Базарный Карабулак


Возрастная группа: подготовительная к школе

Тема экологической экскурсии: «Маленькое путешествие в большой мир природы»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие

Цель: Обобщить знания детей об объектах экологической тропы в весенний период; расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.

Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Закрепить знания о сезонных изменениях объектов экологической тропы.

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Развивающие: 

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать физические способности детей, способствовать повышению двигательной активности.

Совершенствовать ориентировку в пространстве (ориентировка по плану).

Развивать умение сосредотачивать свое внимание на рассматриваемых объектах.

Развивать внимания слушать вопрос и отвечать на него полным распространенным предложениям.

Способствовать развитию речи посредством включения в НОД произведения художественной литературы, активизировать словарный запас.

Развивать экологическую сознательность, любознательность, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Способствовать воспитанию экологической культуры поведения.

Словарная работа: активизировать словарный запас посредством включения в НОД произведений  художественной литературы.

Виды деятельности:  игровая, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Формы организации: подгрупповая  (10 детей)

Формы реализации детских видов деятельности: экологическая  ситуативная задача, экологическая беседа, вопросы воспитателя, коллективное наблюдение за природными объектами, трудовой десант, исследовательская деятельность, чтение стихов, загадок, пословиц, подвижная игра, хороводная игра, рисование, поощрение.

Оборудование и материалы: 3 дуги разной высоты, карта маршрута, природоохранительные знаки, рюкзачок с лупами, влажными салфетками, листочки с заданиями, гербарий листьев тополя, берёзы, вяза, рябины ,сливы, сундучок с цветочной рассадой, рукавички для детей, леечки с водой, совочки, фигурки насекомых, мышки, лягушки.

Развивающая предметно-пространственная среда: хозяин экологической тропы Гном Гномыч, объекты экологической тропы: береза, пень, клумба;

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, подготовка конспекта и развивающей предметно-пространственной среды.

с детьми: просмотр презентации «Правила поведения в лесу»,  рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Бабочка цветная, «Ромашка» М. Познанская, «Если я сорву цветок», Хороводные игры «Во поле береза стояла», «Цветы». Рисование дерева. Дидактические игры: «Что можно, что нельзя», «Без чего нам не прожить».

 

 ХОД экскурсии

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

В группу влетает шарик с прикреплённым конвертом, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо. «Дорогие ребята, вы самые старшие в д. с. Много знаете о природе, помогите расставить знаки на экологической тропе. Чтобы вы не заблудились, высылаю схему маршрута вашего путешествия, и приготовил для вас много сюрпризов на нашей экологической тропе. Вы сможете полюбоваться красотой весенней природы, узнать что-то новое и интересное.

Природоохранительные знаки и рюкзачок путешественника найдёте на крылечке. Встретимся в конце маршрута. Ваш друг. » Эта карта, приведет нас к тому, кто написал письмо. Ну что же, отправляемся в путь?

Дети одеваются и выходят на улицу.

Основная часть

.

Как вы думаете, что обозначают эти знаки?

 Итак, где у нас 1 остановка?  Первая остановка по нашей карте  объект 1 – «Березка» 

Воспитатель предлагает поздороваться с деревом (прикоснуться ладошками).

-Что вы почувствовали? Ребята, береза это дерево или кустарник? Почему?

 -Что обозначает слово «береза»?

Воспитатель: В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется» 

- Что вы можете рассказать о берёзе?  

–Сегодня. Я вам. Открою один секрет – через эти чёрточки берёзка дышит, а называются они «чечевички»

- Как называются черные чёрточки на берёзе?

Воспитатель обобщает ответы детей : Береза считается символом России. Берёза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. Это красивое дерево.

Про берёзку написано много стихотворений, песен, загадок. Послушайте, какое стихотворение о берёзе выучили наши ребята

-Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

Деревьями нужно любоваться, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда они будут долго радовать нас своей красотой.

-Какой запрещающий знак необходимо поставить к берёзке? («не ломай деревья»)

-Молодцы, знак поставили. Посмотрите внимательно, на берёзе должен быть листочек со знаком «!» (подумайте)

-Какое ещё задание нам надо выполнить?

В конверте листья. Вам знакомы эти листья. ( рябины, тополя, вяза, вишни, берёзы, сливы)  А задание такое: «Покажите деревья, на которых вырастают такие листочки»  

 Игра «1, 2, 3 – к своему дереву беги» (2 раза)

– Я считаю до 3, а вы бежите к  нужному дереву, встаете около него, положив ладошку на ствол, скажите доброе слово и по сигналу «3,2,1»- вернитесь назад.

-Как называется дерево, которому ты сказал доброе слово? У какого дерева ты стоял?

 Воспитатель:

Дыхательная гимнастика
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)

-В какую сторону нам идти дальше? (ориентирование по карте: повернуться налево, идти прямо по тротуару)

-Многие из вас, наверное, не один раз выезжали с папами и мамами на прогулку в лес на своих автомобилях. А я хочу вам сказать, что под колесами машин часто гибнут животные. И поэтому в местах, где дорогу могут переходить дикие животные, ставят вот такой знак (показывает дорожный знак «Дикие животные»).

- Как должен поступить водитель, увидев такой знак?

- увеличить скорость и быстро промчаться;

- снизить скорость;

- быть особенно внимательным? 

2 остановка – «Пенек»

Следующая остановка у пня.- Что такое пень?  (спиленное дерево)
Почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Как помочь деревьям на территории детского сада остаться как можно дольше живыми?

Исследование пня:

Что у него есть (Корни, кора)

Какие корни: по длине, по толщине, поцвету.

Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду),

Чем покрыт пень? (Корой.) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая, грубая, твёрдая, с трещинами).
-Ищите загадку-задание. Вот вам и первая загадка от нашего пня:  показ схемы загадки: Лупа. Годичные  кольца . (
Достает из сумки лупы и раздает детям, они рассматривают спилы )

 Рассказ детям о годовых кольцах: Можно определить возраст любого спиленного дерева по кольцам. Весной и в начале лета во время сокодвижения идёт активный рост древесины, она белого цвета и рыхлая. В конце лета и осенью сокодвижение замедляется и древесина образуется тёмная, коричневая, плотная. Белое и тёмное кольцо - прожитый деревом год. Чтобы узнать сколько лет было дереву надо считать только белые или только тёмные кольца.По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.
- Посчитайте, сколько было нашему дереву лет. Что мы рассматривали с помощью лупы? Сколько лет росло дерево?

Дополнительная загадка: Интересные сравнения с пнём ( пословицы).

Вот следующая загадка (показ 2-й схемы загадки)
Кто живет на пне.

 -Мы с вами часто наблюдали за пнём. Кого вы видели здесь? А вот такое чудо вам встречалось?
На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)

- Интересно, а жителей пня яркое весеннее солнышко разбудило? Посмотрим?  Подойдите поближе.

Обобщение. Растёт на пне мох, лишайник, грибы. Здесь могут жить разные насекомые.

-Отгадали вы загадки от нашего пня. Ребята, собираем обратно увеличительные стекла в рюкзачок. 

Вы хотите превратиться в жителей пня и поиграть в сказку «Пень – теремок»?

Воспитатель: - Посмотрите, куда нам дальше идти (ориентирование по карте).

-Нам нужно будет выполнить задание. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по пенькам.

Дальше по тропинке, нам нужно потихоньку пройти «между  веток» не поломав их  (дуги). Молодцы!

3 объект « Клумба»

-А наша экологическая тропинка привела нас к клумбе. Какие цветы растут на нашей клумбе?

Весной не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно, на клумбе только вскопали землю для посадки цветов.

-Ребята, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? 

Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим теплолюбивые  растения.

Вот и следующий листик с подсказкой: стрелка указывает на «клад».

(На краю клумбы заранее выкопана ямка, в которой спрятан «клад», немного присыпана землей.)

- Ребята, здесь до нас, наверное, кладоискатели были и ничего не нашли. Может нам повезет? Смотрите, они даже лопату свою оставили.

(воспитатель и дети находят сундучок «клад» в нём стаканчики с черенками колеуса, герани и 1 кустик гортензии, перчатки для детей, совочки):

- Да это же настоящий клад! Что мы будем с ним делать? ( Ребята предлагают  посадить кусты гортензии). А может быть кто-то так в сундучке  хотел посадить растения? Что нам ещё надо для того, чтобы цветы росли и радовали  нас своим ароматом? (лейки с водой). Разделитесь на пары:  девочки будут сажать, а мальчики принесут воду и польют растения.

 Почему говорят нельзя рвать цветы?  Цветы очень любят бабочки, пчелки и другие насекомые, потому, что в нем много нектара, который они собирают. Послушайте замечательные стихи, вам прочитают ребята.

Какие знаки можно здесь поставить?
Установка запрещающего знака «Не рви цветы», «Не лови насекомых».
Молодцы, ребята! Мы не будем срывать цветы,  топтать красивую полянку, а заведём хоровод  о цветах. Собирайся народ в наш цветочный хоровод! («Цветы»  муз. Н. Бахутовой,  сл. народные.)

  1. Пошли дети в поле собирать цветы.

Пошли дети в поле собирать цветы.

Припев: Мак, мак, красный мак.

Белая ромашка,

Синий василёк,

Розовая кашка.

  1. Цветы собирали и венки плели,

Цветы собирали и венки плели.

Припев:

  1. Венки заплетали, хоровод вели,

Венки заплетали, хоровод вели.

Припев:

 

- Добраться до следующей остановки будет нелегко (ориентирование по карте). Сначала нужно решить по какой тропинке пойдём? (по зелёной лужайке или по тропинке) Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы другие ребята и взрослые не вытаптывали зелёную лужайку?  

Игра «тропинка»

На тропинку мы заходим

Руки за спину кладём

И по брёвнышку идём

Вдруг болото мы встречаем.

Перейдём преграду вмиг.

Мы по кочкам прыг, прыг, прыг.

Повернулись кругом

И пустились все бегом

4 объект: Это последняя точка  на нашей тропинке и перед нами схема всей экологической тропы детского сада и путешествуя по ней мы снова и снова увидим много интересного.
- Кто же нам прислал письмо? (Гном  Гномыч) И снова листочки с заданием. «Спасибо, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями, загадками. Предлагаю вам поделиться впечатлениями и дорисовать картину».

-Здесь на картине  берёзка, но только чего-то не хватает в её изображении? (листочков)  Что ещё можно нарисовать? У нас будут необычные листочки, облака, цветы.

-Посмотрите, чем вы можете их нарисовать? ( губку обмакнуть в краску и закрасить  крону берёзы) . Интересно, а в рисунке есть загадка или сюрприз, не проглядите. ( на берёзе  прорисован свечой контур солнца и птицы)

 Ответы  детей.

 Оно обозначает «белый» - дерево назвали так по цвету коры  

у берёзы гладкий, белый ствол с тёмными чёрточками. Ствол в низу, около земли более тёмный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле, на веточках, маленькие, клейкие, зелёненькие листочки и длинные серёжки. Осенью эти серёжки рассыпаются на маленькие семена.  Берёзки очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнышка. Птицы устраивают гнёзда на берёзах, под берёзой можно найти грибы – подберёзовики. Люди заготавливают берёзовые дрова, чтобы топить печи; берёзовые веники для бани, делают из коры- бересты- красивые изделия, туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.

дети читают стихотворение

 А. Прокофьева «Берёзка»

Люблю берёзку русскую,

То, светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю, её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То, юную, кипучую,

То, грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнётся, да не ломится! 

Снимаем конверт-листочек с берёзы.

Дети берут по1 листику

Дети меняются листьями,

Яркое, теплое, доброе, ласковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое, серебристое, кудрявое, стройное, могучее, сладенькое и др.

Дети идут до дорожного  знака «Дикие животные».

Вывод: водитель должен быть особенно внимательным и снизить скорость.

ответы детей

Рассматривают, считают годичные  кольца.

Спросонья и пень за волка примешь.

Пень так пень, хоть золотое платье одень.

Стал как пень.

Со страха собака и на пень лает.

- Здесь могут жить разные насекомые – муравьи, жуки, личинки бабочек, моллюсками (улитки).

Дети рассматривают пень и насекомых, ищут жуков короедов, следы их деятельности. Обсуждают роль этих насекомых в природе.

Сказка: «Пень-теремок»

 Дети берут фигурки насекомых для мини-театра.
Мы спектакль свой начинаем, приходи скорей!

В сказку нашу приглашаем и взрослых, и детей!

Там, где речка-баловница по камням течёт, струится

Там, берёзонька шумит, дом бревенчатый стоит.
Полз жук - короед, увидел пень. «Славное жилище», - подумал жук.

Подползает к пню и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт? Никто не отвечает. Тогда я буду жить под этим толстым корнем. Здесь я найду не только кров, но и пищу - опилки».
Ползет жук-олень, увидел пень и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
- Я жук – короед. А ты кто?
-А я жук – олень.
- Иди ко мне жить.
Будем  жить вдвоем.
Ползет, многоножка увидела пень и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
- Я жук – короед, я жук – олень. А ты кто?
-А я многоножка.
- Иди к нам жить. Будем  жить втроём.

Бежит муравьишка,  увидел пень и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
- Я жук – короед, я жук – олень, я- многоножка. А ты кто?
-А я муравьишка.
- Иди к нам жить. Будем жить вчетвером.
Бежит мышка - норушка увидела пень и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
- Я жук – короед, я жук – олень, я –многоножка, я – муравьишка. А ты кто?
-А я мышка-норушка.
- Иди к нам жить. Будем жить впятером.
Скачет лягушка -квакушка увидела пень и спрашивает: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»
- Я жук – короед, я жук – олень, я –многоножка, я – муравьишка, я- мышка-норушка. А ты кто?
-А я лягушка-квакушка.
- Иди к нам жить. Будем жить вшестером.
Был пень один - одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и разные живые существа.

Подлазание под дуги.

Многолетние, нарциссы, лилии, ирисы, бархатцы.

 Ответы детей: чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода.

Работа в парах: девочка и мальчик Девочки надевают перчатки, берут стаканчики с растениями, совочки, делают лунки, высаживают растения.

Мальчики идут за леечками с водой, поливают кустики

Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок

Если все; и мы и вы

Если все сорвут цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 «Ромашка» М. Познанская
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела,
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Бабочка цветная над тобой порхает,
Стрекоза резвится, пляшет, веселится…
Жизни все так рады!
Их ловить не надо!
Пусть себе летают, землю украшают!

Дети выходят на дорожку.

Описание движений хоровода:
1-й куплет: идут по кругу, держась за руки, перестраиваются парами в «ручеёк»

Припев: 1-я и 2-я строчки «ручеёк»3-я и 4-ая перестроение в два круга

2-й куплет: «собирают цветы»

Припев: «звёздочка»
3-й куплет: », «плетут венки», вращая руками перед собой.
идут по кругу хороводным шагом.
Припев: сходятся в середину круга, плавно подняв руки, возвращаются, покружились  на месте,

Дети выбирают: идти по зелёной лужайке или по тропе

Поставить знак «  

Дети ставят природоохранительный знак

Руки за спину

Ходьба с приставлением пятки к носку

прыгаем

бег

Поролон, гуашь.

дети под русскую народную песню «Во поле берёза стояла» раскрашивают берёзку поролоновыми кисточками и гуашью.

Заключительная часть (рефлексия)

 Воспитатель: Вот и подошло к концу наше Маленькое путешествие в большой мир природы. А что еще самое главное мы узнали и поняли из нашего путешествия? Что запомнилось больше всего?

Какие задания у вас вызвали затруднения?

Вывод: Благодаря расставленным знакам все дети и взрослые будут помнить о правилах поведения в природе.

Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И только тот, кто всех добрей,
Легко поймет язык зверей,
А всех добрей на белом свете
Вместе: Конечно дети!

ответы детей

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ экскурсии по экологической тропе «В гости к рябинке и березке» (младшая группа)

     Цель: формирование экологической культуры  у детей младшего возраста через воспитание бережного отношения к природе.       Задачи:- формир...

ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»

Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...

Конспект экскурсии на экологическую тропу в младшей группе

Цель: познакомить детей с цветущими летом растениями цветника; помочь детям запомнить, как они называются; закрепить умение определять цвет.Задачи:- обучающие: уточнить с детьми названия цве...

Конспект-экскурсия по экологической тропе для второй младшей группы

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»                          (2 младшая группа)Цель создания...