Повышение резистентности детского организма с использованием дыхательной и кинезиологической гимнастики.
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей о пользе дыхательной и кинезиологической гимнастики.  Данные виды гимнастик способствуют  повышению резистентности детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение резистентности детского организма с использованием

дыхательной и кинезиологической гимнастики.

   Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни». Эти слова принадлежат академику Н.М.Амосову. В XXI веке проблемы сохранения и укрепления здоровья детей является как

никогда актуальной. Мы живём в такое сложное время, когда на организм человека обрушивается шквал нежелательных воздействий: биологический, физических, психологических, вирусных и т.д. Каким образом защитить организм от неприятных воздействий, повысить иммунные функции организма, чтобы с наименьшими потерями преодолеть такие «детские» болезни, как ОРВИ, насморк, грипп, и другие. Необходимо повышать резистентность (устойчивость) детского организма к действию различных болезнетворных факторов (физических, химических, биологических).

   Свидетельством здоровья детей являются гармоничность нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. А между тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. По данным Института гигиены детей и подростков, более чем у 50% детей имеются функциональные отклонения в состоянии здоровья.

   Ухудшение здоровья, уровня физического здоровья обусловлено ухудшающейся экологией, нерациональным питанием, тепличными условиями жизни. Всё это ведёт к снижению резистентности детского организма. В связи с этим перед педагогами встаёт задача поиска новых форм и методов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях детского сада. Важно создать такие условия организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника. Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольника в соответствии с современными Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию.

   Именно в дошкольном возрасте происходят основное развитие и совершенствование жизненно-необходимых функций организма, формирование правильной осанки, двигательных умений и навыков, физических качеств. Общая физическая подготовленность детей, заложенная в этом возрасте, служит фундаментом долголетней работоспособности.

   Изучив множество публикаций, методической литературы о физкультурно-оздоровительной работе, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, наш педагогический коллектив принял решение, что перспективным в вопросе о повышении резистентности детского организма являются нетрадиционные методы воздействия на организм. Особую роль в этом плане играют дыхательные упражнения, кинезиологическая гимнастика. Вот уже несколько лет я использую эти формы работы.

   Дыхательные упражнения оказывают благоприятное воздействие прежде всего на функцию дыхания (повышение жизненной емкости легких). В свою очередь это сказывается на общем состоянии организма, это приводит к повышению физической подготовленности, физической работоспособности и здоровью детей. Ещё древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, предавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

   С целью системного использования дыхательных упражнений, мы включили их в комплексы оздоровительной гимнастики, физических занятий, дыхательные упражнения проводятся и в течение всего дня. Упражнения подбираются по принципу от простого к сложному. Например, выполняя упражнение «Перышки», дети просто дуют на них, а в следующем упражнении сочетают выполнение дыхательного упражнения с движением. Дыхательные упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, сидя, лёжа. Упражнения проводятся в игровой форме, широко применяется имитация, подражание знакомым образам птиц, зверей. Дыхательные упражнения в игровой форме вызывают у детей положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение, способствуют формированию практических умений. Ребёнок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадает в особый мир песен, стихов, сказок.

   При выполнении упражнений следует соблюдать следующие требования: помещение должно быть проветрено, температура воздуха должна быть на уровне 18-20С, одежда не должна стеснять движения детей.

   Из своей практической работы с детьми я знаю, что любого ребёнка можно обучить дыхательной гимнастике, и тем самым укрепить его здоровье. Помимо дыхательной гимнастики, в своей работе, наш коллектив использует кинезиологические упражнения. Ведь «кинезиология» - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения, целью которых является снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой и крупной моторики рук, улучшение памяти, внимания, речи.

   Упражнения кинезиологической гимнастики, также, как и дыхательные упражнения адаптированы для дошкольников, помогают предупредить простудные заболевания, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

   Упражнение и игры проводятся каждый день перед организованной деятельностью или во время физминутки в игровой форме со всей группой или индивидуально. Для каждой образовательной области подобраны определённые упражнения. Например, образовательная область «Коммуникация». Упражнения «Кивки» («покачаем головой, чтобы был в душе покой»), «Домик» («мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём»), «Поворот» («Ты головку поверни, за спиной что посмотри») и др. улучшают мыслительную деятельность, запоминания, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

   Кинезиологические упражнения выполняются в спокойной, доброжелательной обстановке. Продолжительность занятий составляют от 5-10 минут до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста детей, при этом необходимо точное выполнение движений и приёмов. К каждому упражнению написаны небольшие стихи, что вызывает дополнительный интерес детей к нему. В конце каждого упражнения рекомендуется проговаривать стихотворные строки: «Хотим быть весёлыми, красивыми, здоровыми!».

   Использование кинезиологической и дыхательной гимнастики,помогло снизить уровень заболеваемости, повысить посещаемость детей, достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.

    Кинезиологическая и дыхательная гимнастики играют огромную роль в оздоровлении детей, повышают устойчивость детского организма к действию различных болезнетворных факторов, помогают сформировать целостное отношение детей к здоровью и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Упражнения для повышения физических возможностей детского организма детей старшего дошкольного возраста

В рамках данного мастер-класса раскрываются возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста....

Кинезиологическая гимнастика на занятиях физического воспитания как средство повышения эффективности работы по развитию речи детей с ОНР

В данной презентации рассказывается как на занятиях физического воспитания применяется кинезиологическая гимнастика для развития речи детей с ОНР...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: Использование дыхательной гимнастики в режиме дня детского сада.

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Важное место в физическом воспитании детей дошкольного...

Конспект занятия с использованием дыхательной, пальчиковой, мимической гимнастики и кинезиологических упражнений.

Цель: познакомить с новыми упражнениями дыхательной гимнастики и новыми кинезиологическими играми.Задачи: 1. Актуализировать ранее изученные упражнения артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнаст...