Для вас, родители!
консультация на тему

Назмиева Любовь Викторовна

Рекомендации при поступлении в детский сад и выпуске детей в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ДЕТСКИЙ САД

ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК ПОСЕЩАТЬ ДЕТСКИЙ САД?

Один из признаков того, что ребенок может посещать детский сад, таков: ребенок соглашается ненадолго отпустить Вас от себя. Но если для него по-прежнему необходимо держать Вас постоянно в поле своего зрения, тогда обходиться без родителей он еще, пожалуй, не может. Как только ребенок сможет оставаться без родителей, он, скорее всего, будет легко и просто завязывать знакомства с незнакомыми людьми. Другим признаком, говорящим о готовности ребенка посещать дошкольное учреждение, является проявление интереса к детям, которых он видит на улице. Однако помимо этих чисто психологических моментов надо обратить внимание на более практические вещи: например, ребенок должен уметь одеваться сам, кушать, «проситься на горшок». И хотя в дошкольном учреждении спокойно отнесутся к «аварии», самому ребенку это будет крайне неприятно.

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Прежде чем ребенок начнет ходить в детский сад каждый день, отправляйтесь с ним туда вместе. Познакомьте с воспитателями, с детьми, привлеките его внимание к знакомым игрушкам. Продумайте, кто будет приводить и уводить ребенка. Лучше если это будет член семьи, к которому ребенок привязан меньше.

ПЕРВЫЕ ДНИ В ДЕТСКОМ САДУ

Примерно за неделю до того, как ребенок пойдет в детский сад, скажите ему об этом. Желательно, чтобы это сообщение прозвучало непринужденно, между прочим. Накануне напомните ему, что завтра он идет в группу, и ответьте на любые вопросы ребенка. Скажите, что Вы обязательно пойдете вместе с ним. Когда уже будете уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Отведите ребенка в группу, передайте его воспитателю и скажите, что Вы обязательно придете за ним в детский сад, чтобы вместе пойти домой.

В первые два-три дня приходите за ним пораньше. Конечно, ребенок еще не умеет определять время дня, однако советуем Вам приходить за ним в первые дни до обеда.

Не опаздывайте за ребенком никогда. Если все остальные дети разошлись по домам, а Ваш малыш остался один в детском саду, он обязательно почувствует себя забытым, даже если ему 5, 6 лет. Не удивляйтесь, если на следующий день ребенок не захочет идти в детский сад или заболеет, т.к. эмоциональный стресс ослабляет ребенка.

Воодушевляемый присутствием других детей, ребенок будет «выкладываться» в играх. Поэтому домашние занятия должны быть простыми и обязательно нравиться ему.

Ребенку нужно от родителей то, что он не получает в группе. Возможно, на сегодня ему достаточно музыки и сказок, и он с удовольствием побегал бы во дворе; а другому ребенку, который в детском саду весь день бегал, катался на горке и качелях, вечером как раз хочется послушать интересную историю.

ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, ПОСЕЩАЮЩЕГО ДЕТСКИЙ САД

В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. Воспитатели заботятся о новых впечатлениях для детей, помогают ребенку установить контакт с детьми группы. Он обычно переполнен впечатлениями, перегружен новыми сведениями, устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать в доме спокойную обстановку, и ребенок сможет передохнуть, приходя из детского сада.

После возвращения из детского сада ребенок ужинает и занимается тихими играми: ему надо немного побыть наедине с самим собой, успокоиться.

Ребенок целый день не видел родителей. Теперь, когда он пришел домой, надо посвятить ему немного времени. Ребенок, скорее всего устал от общества чужих людей, и теперь для него помехой будут любые гости, даже если это Ваши друзья.

 Кто есть кто в детском саду?

 

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить заместителя заведующего по ВМР? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

 

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, заместитель заведующего по ВМР и заместитель заведующего по хозяйственной части.

 

Заведующий детским садом. Заведующий осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,  Устав дошкольного учреждения и другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующий отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Родители могут обращаться к заведующему за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также вправе требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья - в соответствии с условиями договора.

 

Заместитель заведующего по ВМР занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующим он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями.

Заместитель заведующего по  хозяйственной части руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

 

Основной педагогический состав

 

Воспитатель - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитатель не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом.

 

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

 

Учитель - логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

 

 

  Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, выполняет назначения врача.

 

Младший обслуживающий персонал

 

К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.

Помощник воспитателя (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса  и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию. Также отвечает за чистоту в помещениях: два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми.

 

К кому обратиться?

Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. Каждый из педагогов  работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.

К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.

 

 

Подготовка к школе

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Где они работают и кем?

Как называется город, в котором ты живёшь?

Какая река протекает в нашем городе?

Назови свой домашний адрес.

Есть ли у тебя сестра, брат?

Сколько ей (ему) лет?

На сколько она (он) младше (старше) тебя?

Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

Сколько времён года ты знаешь?

Сколько месяцев в году и как они называются?

Где правая (левая) рука?

Прочти стихотворение.

Знания математики:

-счёт до 10 (20) и обратно

-сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

-решение задач на сложение и вычитание

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

Хочешь ли ты пойти в школу?

Зачем нужно ходить в школу?

Чем ты будешь заниматься в школе?

Что такое уроки? Чем на них занимаются?

Как нужно вести себя на уроках в школе?

Что такое домашнее задание?

Зачем нужно выполнять домашнее задание?

Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ

 

                                                            Дорогие родители!

 

 Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна - корни, а другая - крылья.

 Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома". Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что дается ребенку родителями. "Годы чудес" - так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.     В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон взрослых в ситуациях разбитых коленок и набитых шишек может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.

 

 

 

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?

 

 Делайте!

 

* Радуйтесь Вашему малышу.

 

* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

 

* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

 

* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

 

* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

 

* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

 

* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

 

* Говорите с малышом короткими фразами.

 

* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

 

* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

 

* Говорите медленно.

 

* Будьте терпеливы.

 

* Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

 

* Каждый день читайте ребенку.

 

* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

 

* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

 

* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

 

* Поощряйте игры с другими детьми.

 

* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

 

* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

 

* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

 

* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

 

* Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

 

* Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.

 

* Регулярно водите ребенка в библиотеку.

 

* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

 

* Не теряйте чувства юмора.

 

* Играйте с ребенком в разные игры.

 

* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

 

Не делайте!

 

* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

 

* Не задавайте слишком много вопросов.

 

* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

 

* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

 

* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

 

* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это". Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

 

* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

 

* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

 

* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

 

* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста: понимания, всех логических связей, всех Ваших чувств ("Мама устала"), абстрактных рассуждений и объяснений.

 

* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

 

* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

РЕЖИМ  ДНЯ  ПЕРВОКЛАССНИКА

 

Школа...  Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Часто мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый и последний звонок, первые успехи и неудачи...

 

И вот настало время вести в первый класс своего ребёнка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.

 

С началом учёбы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребёнку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать не всегда то, что хочется. Первые месяцы в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребёнка. Это нелёгкое испытание для  ребёнка совпадает с кризисом семи лет - переходным периодом от дошкольного к школьному возрасту. Ребёнок меняется не только внешне (быстрое вытягивание в длину и возрастная смена зубов), но меняется и его поведение. Он без всякой причины начинает кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. И на этот период в жизни малыша накладывается учёба в школе. Как произойдёт встреча ребёнка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравиться ли ему учиться? Во многом это зависит от того как пройдёт процесс адаптации первоклассника к школе.

 

Как же помочь первокласснику в школе?

 

Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. Ребёнок осознаёт себя в новой роли - роли ученика. От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи.

 

С первых дней учёбы ученику придётся столкнуться с достаточно серьёзными трудностями:

 Перестроиться на режим дня школьника;

 Изменить игровой вид деятельности на учебный;

 Усвоить огромное количество новой информации;

 Сдерживать охватывающие эмоции;

 Слышать только учителя, а не соседа по парте;

 Сидеть целый урок, когда хочется поиграть, да и вообще - трудно сидеть;

 Справиться со всеми нагрузками и при этом оставаться весёлым, активным и жизнерадостным.

 

Долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. Именно родители помогут малышу преодолеть трудности в начале большого пути, как школьная жизнь.

 

Школьникам очень важно соблюдать режим дня. Режим дня - порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Это основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития. Режим строится с учётом физиологических особенностей и здоровья ребёнка. Основные компоненты: сон, пребывание на свежем воздухе, учёба в школе и дома, отдых по выбору, еда, личная гигиена. Режим способствует стабилизации эмоциональной и мотивационной сфер личности. К тому же, стабильность в режиме дня позволит ребёнку быстрее адаптироваться к требованиям обучения в школе. 

В каникулы и выходные дни, основные элементы режима должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...