Семинар - практикум с родителями "Здоровый ребенок - счастливая семья" Автор: Бойко М.В.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бойко Мария Васильевна

Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Ягодка» ст. Новоджерелиевской

муниципального образования Брюховецкий район

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ

«Здоровый ребенок – счастливая семья»

        

                Подготовил воспитатель:

Бойко Мария Васильевна

ст. Новоджерелиевская

2017год

Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях.

Задачи:

  • Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье  своих детей;
  • Повышение мастерства родителей по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;
  • Развивать чувство единства, сплоченности.

Участники семинара – практикума:

  • родители;
  • дети младшей группы;
  • воспитатель;
  • Старший воспитатель детского сада;
  • Музыкальный руководитель.

Предварительная работа:

  • Оформление с детьми приглашений на семинар - практикум;
  • Разработка буклетов;
  • Подготовка оборудования: спортивного инвентаря, материала для проведения  игр;
  • Анкетирование.

Воспитатель: Уважаемые родители, гости и ребята! Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум по теме «Здоровый ребенок – счастливая семья!»

Народная мудрость гласит: «Всесторонне развитый ребенок  - это ребенок, который интересуется всем: и спортом, и музыкой, и трудом».

     Наш семинар хотелось бы начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и

задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли.

      Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным».

      Другой добавил: «Человек должен быть умным».

       Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы».

       Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, — его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие — за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов».

       Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня, мы

говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый  ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.          

        Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем  в игру «Собери цветик – семи цветик».

 «Семь слагаемых здоровья, семь лепестков цветика – семицветика» и каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья наших детей.

  • Первый лепесток «Режим дня»

       Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дисциплинирует детей и приучает к определённому ритму жизни с ранних лет.

      Любое нарушение режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, ведут к перенапряжению, к утомлению и даже к истощению нервной системы. Ребёнок становится нервным, раздраженным, беспокойным, иногда вялым. И то, и другое состояние неблагоприятно влияет на здоровье ребенка.

         Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определенный распорядок дня. Все по расписанию: завтрак, организованная деятельность, прогулка, обед, дневной сон, оздоровительные мероприятия после сна, полдник, вечерняя прогулка, ужин (если режим работы детского сада 12часов). Но часто в семье, в выходные дни родители считают, что если ребенок спал до 10часов, то дневной сон не обязателен. И это глубокое заблуждение. Даже в этом случае, дети обязаны днем отдыхать.  

         Родители поделились информацией, как выполняется режим дня в семье, чем занимаются с детьми в выходные дни, в какие игры играют дома. Особое внимание уделяют играм с физкультурным оборудованием: боксерская груша, кегли, мячи, обручи. Каждому виду деятельности отведено достаточно времени в режиме дня. Каждый родитель должен запомнить и взять на заметку, что маленький ребенок днем должен отдыхать, не обязательно спать, иногда достаточно просто полежать. Но взрослые об этом часто забывают, а потом переутомление и заболеваемость ребенка.

  • Второй лепесток « Правильное питание»

       Правильное питание – это включение в рацион и овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов, рыбы.  То есть продуктов богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, без добавок, специй и консервантов. Хочется обратить внимание еще на то, что интервал между приемами пищи должен составлять не более 3-4 часов.  Пища нужна не только для выработки энергии, но и для построения новых клеток и тканей.

       В детском саду организованно рациональное сбалансированное питание в соответствии с правилами и нормативами СанПиН.

       Родители познакомились с более подробной информацией по составлению меню, сколько дней в неделю молочные блюда, рыбные блюда, а также выпечка. Мамы рассказали, какие любимые блюда, и продукты  дети кушают дома.

        Родители и дети приняли участие  в игре «Солнышко и тучка»: полезные продукты – «солнышко», вредные продукты – «тучка». Мозговая зарядка для родителей «Доскажи словечко», «Отгадай загадку».

  • Третий лепесток «Оздоровительные мероприятия»

       Все оздоровительные мероприятия, физические занятия – улучшают работоспособность, повышают физические качества, стимулируют обмен веществ и работу разных систем организма.

       В последние годы заметно возросло количество ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных обстоятельств. Современные молодые родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, телефоны, планшеты и другие гаджиты), поэтому практически не остается времени на занятия спортом.

      На протяжении всего дня в группе поддерживается  оптимальный двигательный режим:  

- утренняя гимнастика (каждый день)

- физкультминутки (каждый день)

- занятия по физической культуре (3 раза в неделю)

- подвижные игры (каждый день)

- спортивные праздники и развлечения.

 Показ физкультминуток с участием родителей и детей «Весёлый счёт»,

«Что бывает?»    

  • Четвёртый лепесток «Прогулка на свежем воздухе»

         Прогулка – это наиболее эффективный вид отдыха. Способствует повышению сопротивляемости организма к болезням и закаливает его. Под воздействием воздушных ванн не только повышается тонус нервной системы, но также и дыхательной. Прогулка должна проводиться в любую погоду, в любое время года, но только при условии, что одежда не будет сковывать движений и соответствовать погоде, всем гигиеническим требованиям. Хорошо сочетать прогулки со спортивными, подвижными играми, даже с использованием интеллектуальных игр. Уважаемые родители, вспомните своё детство, и назовите игры, в которые вы играли во дворе с друзьями, в детском саду (ответы).

         Проводятся подвижные игры с участием родителей и детей «Займи свой домик», «Лохматый пёс».

  • Пятый лепесток «Профилактика заболеваний»

       Назовите, пожалуйста, профилактические мероприятия заболеваемости», которые вы проводите дома? (ответы родителей)

      Самое главное – это соблюдение правил личной гигиены. Ребёнок должен уметь пользоваться предметами личной гигиены, этому нужно учить, навыки формировать, и доводить до автоматизма. Некоторые родители считают, что пока ребенок маленький его незачем нагружать лишней информацией, учить элементарным правилам личной гигиены, пойдет в детский сад, и всему научится. Очень сильно ошибаются, именно с раннего детства формируется характер, дисциплинированность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут войти ребенку в мир взрослых, почувствовать себя взрослым и сильным.

     Проводится игра с родителями «Назовите предметы личной гигиены» - игра для детей «Для чего нужны…?»

 В детском саду, дети пользуются только индивидуальными гигиеническими принадлежностями.

       Следующим способом профилактики заболевания  является закаливание. Существуют специальные методики закаливания детей. К ним относятся: солнечные, воздушные ванны, обливание ног, контрастное обливание, купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребёнка, проветривание – это закаливание в повседневной жизни. Соблюдайте принципы закаливания: постепенность и систематичность.

      В детском саду мы осуществляем: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, ходьбу по дорожкам здоровья, закаливающие процедуры с водой, гимнастика после дневного сна.

     Показ пальчиковой гимнастики с участием детей и родителей:

«На моей руке …», «По грибы», «Семья»

Выполнение упражнений на развитие дыхания «Студим чай», «Лодочка», «Мяч в воротца».

     Участие родителей в гимнастике после пробуждения: «Велосипед», «Пингвины», «Кошечка».

      Еще хочется обратить внимание на витаминизацию блюд, включать в рацион питания свежие лук и чеснок. Мы в детском саду выращиваем с детьми зеленый лук и приучаем их, его кушать.

  • Шестой лепесток «Правильно организованная развивающая среда»

    Правильная организация развивающей среды имеет большое значение. Ребёнку просто необходимы: велосипед, мячи, скакалки, обручи, то есть, то оборудование, которое вы можете приобрести ребенку.

Родители поделились опытом, как, и где хранятся игрушки детей дома. Все доступно, не травмоопасно, полифункционально, трансформируемо и разделено по гендерному признаку.

      У нас в группе организован спортивный уголок с различным традиционным и нетрадиционным  оборудованием, которое мы используем в течение дня.

      Что может представлять опасность для жизни детей в домашних условиях? Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи. Дети очень любознательны, любят играть с мелкими предметами, нередко засовывают пуговицы, семена в нос, ухо. Поэтому родителям следует постоянно контролировать действия детей, хранить лекарства, мелкие предметы подальше от ребячьих глаз в закрытом виде, закрепить мебель, проводите беседы по безопасному обращению с бытовыми приборами, по поведению на улице, на дороге.

      Следите, чтобы  игровое оборудование находилось в доступном для ребенка месте, тогда он будет занят, и вы со спокойным сердцем сможете заниматься домашними делами. Так же хочется обратить внимание на разделение игрового пространства по гендерному признаку, особенно если в вашей семье  растут разнополые дети.

      В детском саду  мы проводим воспитательные беседы по здоровому образу жизни: о правильном питании, соблюдении правил личной гигиены, о вредных привычках. Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, сильным, бодрым.  Ведь еще древние греки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

  • Седьмой лепесток «Эмоциональное здоровье»

      Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей.  Всячески избегайте семейных сцен, если уж это случилось, попытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке, не размахивайте руками. Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу. В семьях, где этим правилом пренебрегают, дети растут испуганными, нервозными.

      Признаки стрессового состояния ребёнка:

- трудность с засыпанием, особенно ночью;

- беспокойство, непоседливость;

- жалобы, обзывания, драки;

- частое недержание мочи;

- навязчивые привычки: сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец.      

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном семинаре  даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для группы, в которой я работаю. Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательном процессе на первом этапе дошкольного детства позволяет заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Нужно отметить, что у нас нет травматизма и других нарушений здоровья, связанных с отравлениями, электроприборами. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днём становятся валеологически грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое. У детей наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью. Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

- создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

- систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

 Малышам, мамам и папам я предложила закончить нашу встречу коллективной работой. Выбрать себе цветок, который им больше всего понравился по цвету и прикрепить вокруг цветика – семицветика. Получилась очень красивая картина. Дети были счастливы, им родители поручили выполнение ответственного задания. Вот еще  в чем для детей заключается эмоциональное здоровье – это доверие родителей.

      Мы собрали все лепестки к нашему цветочку, все слагаемые здорового образа жизни.

      Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте детей, им это очень необходимо.

       Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

     Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать  близких, заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

       Закончить свое выступление я хочу одной притчей:

« В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое.

«Как вас зовут?» – спросил хозяин.

Ему ответили: «Нас зовут здоровье, богатство и любовь. Пусти нас к себе в дом».

Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме».

Больная мать предложила впустить здоровье, юная дочь захотела впустить любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло богатство.

Женщины очень долго спорили между собой.  Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было».

Пусть в вашем доме поселятся: здоровье, богатство и любовь!

Помните: здоровье ребёнка в наших руках!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Семинар-практикум «Как научить ребенка цивилизованно выражать гнев».

Дано определение гнева, схема поведения педагога, памятка...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при этом осо...

Семинар-практикум «Социальное развитие ребенка: анализ взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, методы формирования детского сообщества»

Современные исследования ученых по проблеме организации многоуровневого профессионального образования открыли новые аспекты повышения эффективности образования и самообразования личности, при эт...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ТЕМА: «ЗДОРОВЫЙ  РЕБЁНОК - СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»...