Родительский лекторий "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"
консультация по теме

Таржиманова Лана Игоревна

Практикум с родителями

«Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель. Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проведение практикума.

Начать встречу с дискуссионного вопроса к родителям: «Что, на ваш взгляд, включает понятие «семейные отношения?» предложить для обсуждения ряд определений этого понятия, попросить выбрать одно из них, обосновать свой выбор.

Семейные отношения – это:

  1. характер взаимоотношений взрослых и детей в семье,
  2. эмоциональные проявления членов семьи,
  3. принятые в семье нормы поведения всех ее членов и др.

Предложить родителям послушать отрывок из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала» (Шукшин В.М. Собр. соч. - в 3-х тт. – Т. 2. – М., 1985).

Вопрос. Какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь для ребенка такие ситуации в семье? Можно ли избегать их? Как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий?

Резюмируя мнения родителей, подчеркнуть, что детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением, формирует из детей неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей. Согласны ли вы с подобным мнением?

Предложить родителям проанализировать следующую ситуацию.

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули. Один мальчик с радостью сообщает:

- У меня было хорошее воскресенье.

- Чем же? – интересуется воспитатель.

- А у папы было очень хорошее настроение!

Предложить дискуссионный вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что наше настроение определяет и наше поведение?»

Предоставить родителям возможность посмотреть «со стороны» на поведение взрослого в зависимости от его настроения. Предложить желающим участвовать в инсценировании следующей ситуации.

Ребенок, играя, разбил вазочку. У вас было прекрасное настроение в тот момент. Проиграйте, какой может быть ваша реакция на оплошность ребенка? что бы вы сказали ему? Каким тоном?

Смоделируйте свою реакцию на ту же самую ситуацию, если бы вы были чем-то подавлены, в мрачном расположении духа.

Сделать небольшое резюме о важности душевного равновесия взрослого для благополучия эмоционального самочувствия и безопасности психической жизни ребенка в семье.

Предложить высказать мнение о том, реально ли руководствоваться в повседневной жизни следующим девизом: «Оптимистичный настрой как доминанта жизни семьи» (А.С. Макаренко).

Обратить внимание родителей на советы специалистов о том, как управлять своим повседневным поведением. Использовать советы, предлагаемые в следующих книгах:

Козлов Н.И. как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. – М., 1994.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

Станкин М.И. Психология общения. – М., 1996.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.

Предложить родителям сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях.

  • Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется, а муж (жена) все-таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж (жена) настаивает на своем. Вы…
  • Муж (жена) наказал ребенка, но вам кажется, что поступок не столь серьезен, и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Вы…
  • Вам обоим нужно задержаться на работе и некому побыть с ребенком. Вы считаете, что ваши дела важнее, и это должен сделать муж (жена), но он (она) не соглашается. Вы…

В заключение встречи поблагодарить за активность и интерес к проблеме.

Предложить взять с собой памятку «Внимание эмоциональному благополучию ребенка».

Памятка для родителей.

«Внимание эмоциональному благополучию ребенка».

Уважаемые родители!  Детские психологи считают, что эмоциональные взрывы у дошкольника чаще всего связаны с существенными для ребенка изменениями его жизненных условий, с необходимостью быстрой «ломки» привычных стереотипов поведения. Они могут быть спровоцированы поступлением ребенка в дошкольное учреждение, специализированную студию или школу, приходом в семью новых членов, сменой детского сада, группы, педагога, в связи с переездом и т.д.

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребенка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер. Симптомами его могут быть:

  • Нестабильность и неровность поведения ребенка, резкие перепады настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин, внезапные переходы от увлеченности делом к потере интереса, от безудержного веселья к подавленности;
  • Острота реагирования на  настроения настроение и дискомфорт других: замирают или напрягаются, когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время грустных событий;
  • Узкий диапазон эмоциональной выносливости: в одиночестве танцует, поет, но не может воспроизвести все это на утреннике, в ситуации «экзамена»;
  • Общее чувство неуверенности во всем, что делает («А у меня получится? Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофия страха и предчувствие неудачи («Все равно не получится»);
  • Отчетливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений, переход эмоций, например, страха и гнева, в ощущение боли («Когда я сильно сержусь, у меня темнеет в глазах», «Не буду рисовать: у меня руки болят»);
  • Неустойчивость и взаимопереходы эмоций: страха в гнев, страха в ревность, страха и гнева в зависть, трудность их преодоления;
  • Повышенная реактивность на оценку. Особенно на замечания взрослых;
  • Чрезмерная чувствительность не только к замечанию, но и к тому, как сказано: каким голосом, с какими интонациями и т.д.

Такие симптомы являются сигналом родителям о том, что ребенку нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Очень часто родители не задумываются над тем, как их отношения между собой влияют на развитие и эмоциональное состояние ребёнка....

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дед...

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"...

Родительское собрание в средней группе "Внутри семейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка"

Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;Задачи: Помочь родителям определить существующую в семье эмоциональную атмосферу...

Семинар- практикум для родителей «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка»

Цель. Привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье   эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на   эмоциональное самочувствие ребенка, настро...

Семинар - практикум для родителей: "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"

Жестокое обращение - любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, ме...

Стиль семейных отношении и эмоциональное самочувствие ребенка

В этой статье я раскрою определения понятий "семья", "семейные отношения". Вы поймете, что ребенок - это не инструмент своего настроения и чувств....